Идею налогового маневра в очередной раз озвучил 11 апреля Владимир Путин в своем выступлении с отчетом перед Госдумой, ограничившись, впрочем, красивыми, но туманными фразами. В отличие от власти предприниматели — люди конкретные и предлагают практические меры, нацеленные на снижение фискальной нагрузки на реальное производство. Но умудренные опытом эксперты советуют им не строить радужных иллюзий.
«В начале нового бюджетного цикла мы представим парламенту предложения по налоговому маневру, — пообещал вновь избранный президент депутатам. — Его логика в том, чтобы фискальная нагрузка на производство и инвестиции была необременительной, а наоборот, была повышена на неэффективное потребление, на рентные платежи. Нам нужна справедливая налоговая система, стимулирующая развитие».
Эти бы слова, да, как говорится, Богу в уши (а не только избирателям), да еще бы конкретнее, точнее. Ведь проведение реального налогового маневра, особенно снижение страховых взносов, показывают данные Барометра «Деловой России», приведет к существенному росту заработных плат, снижению отпускных цен на товары и увеличению инвестиций.
Более того, при существующей фискальной нагрузке, по оценке вице-президента делороссов Александра Осипова, высказанной на Стратегической сессии «Налоговый маневр: практическая реализация. Страховые взносы», целому ряду отраслей российской экономики, прежде всего обрабатывающим, высокотехнологичным, практически неоткуда взять ресурсы для развития и модернизации производства. «С такого низкого старта им невозможно будет обеспечивать рост», — подчеркнул г-н Осипов.
«То, что страховые взносы на уровне 15% являются для бизнеса оптимальными, мы говорили еще в 2004 г., — отметил председатель „Деловой России“ Борис Титов. — Мы с трудом обелились на 26%, а сейчас при 34% порядка 2/5 предприятий снова ушло в тень. В итоге недобрали в Пенсионный фонд, потеряли в НДФЛ, да еще и сломали голову нашим инвесторам».
«Не думайте, что мы утописты. Дело в том, что мы предлагаем комплексное решение проблемы нехватки средств у Пенсионного фонда», — продолжил г-н Титов. — Сейчас его дефицит велик и будет только расти. Так как каждый работающий человек, участвующий в накопительной системе, на самом деле три четверти своих взносов с зарплаты тратит на финансирование солидарной части пенсии».
Делороссы предлагают тех, кто уже участвует в накопительной системе, то есть граждан моложе 1967 г.р., оставить в Пенсионном фонде России. А для всех, кто родился раньше, создать Фонд старших поколений, который будет наполняться за счет прямого направления туда части бюджетных доходов (акцизов на табак и крепкий алкоголь, дивидендов госкомпаний, НДПИ на газ и нефть, а также средств от приватизации). Именно старшее поколение создавало своим трудом тот ресурс, который сейчас эксплуатирует вся страна, строило нефтяные вышки и трубопроводы.
Поэтому будет справедливо средства от приватизации госимущества, НДПИ на углероды и дивиденды госкомпаний направить на выплату им достойных пенсий, а также взять на это деньги с курильщиков и выпивох.
Более осторожное мнение высказал на сессии зампред Комитета по бюджету Госдумы Вячеслав Новиков. Он предложил внимательнее относиться к цифрам, которые планируется собрать за счет повышения других налогов. «Мы можем потерять алкогольную и табачную промышленность, так как и Белоруссия, и Казахстан, наши партнеры по Единому таможенному пространству, проводят другую акцизную политику, — полагает депутат. — Также осторожно следует подходить к повышению НДПИ на газ и нефть, у нефтяных компаний и у „Газпрома“ мощнейшее лобби, которое будет всячески этому противодействовать. Кроме того, есть вероятность, что повышение НДПИ будет переложено на потребителей».
И совсем консервативное мнение несколькими днями ранее высказал глава Минфина Антон Силуанов. Самым главным налоговым маневром министр финансов считает сохранение нынешней ставки страховых взносов. По расчетам финансового ведомства, это обойдется бюджету в 400—500 млрд руб.
Весьма наивными назвал надежды на снижение страховых взносов директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. В российском бюджете обязательства неснижаемого характера составляют около 80%, а сам главный финансовый план страны верстается с дефицитом даже при очень высокой цене на нефть.
Даже посулы Минфина не увеличивать в будущем ставку страховых взносов вызывают у г-на Николаева сомнения. Не стоит рассчитывать на снижение налоговой нагрузки, и говорить об этом лучше открыто, чтобы бизнес мог строить реальные планы на будущее.
В любом случае любопытно наблюдать, во что прeвращается первоначальная идея бизнесменов о налоговом маневре. Они хотели сократить налоги на реальное производство и предлагали «концепцию 15—15—15»: НДС, налог на прибыль и страховые взносы должны быть снижены до 15%. Компенсировать это снижение можно за счет налогов на потребление и природную ренту.