Налоговые отношения
Федеральный закон от 24.11.2008 N 209-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(Вступил в силу с 01.01.2009)
Установлено, что НДС не облагается реализация товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.
Федеральный закон от 24.11.2008 N 208-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(Вступил в силу с 01.01.2009)
Объект налогообложения при применении УСН может изменяться налогоплательщиком ежегодно. О смене объекта налогообложения налогоплательщик должен уведомить налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения.
В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Письмо Минфина России от 27.11.2008 N 03-00-08/40
Налогоплательщики, исчислявшие авансовые платежи налога на прибыль организаций по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев 2008 г.) и уплачивавшие их в течение отчетных периодов ежемесячно, вправе изменить порядок исчисления авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале 2008 г.
Такие налогоплательщики должны представить в налоговые органы налоговые декларации за десять месяцев и одиннадцать месяцев 2008 г., рассчитав в них авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, исчисленной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Указанные авансовые платежи уплачиваются по срокам соответственно "не позднее 28 ноября 2008 г. и не позднее 29 декабря 2008 г.".
Суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяются с учетом ранее начисленных авансовых платежей. Следовательно, сумма ежемесячного авансового платежа, начисленного налогоплательщиком по сроку уплаты "не позднее 28 октября 2008 г.", должна быть учтена при определении суммы авансового платежа, подлежащего к доплате или к уменьшению по сроку "не позднее 28 ноября 2008 г.".
В налоговой декларации за десять месяцев 2008 г. сумма начисленного ежемесячного авансового платежа по сроку уплаты "не позднее 28 октября 2008 г." учитывается при формировании показателей строк 210 - 230 листа 02.
Срок уплаты налога на прибыль организаций, исчисленного за налоговый период (календарный год), остается прежним независимо от применяемого налогоплательщиком порядка исчисления авансовых платежей, т.е. не позднее 30 марта 2009 г.
Письмо Минфина России от 11.11.2008 N 03-03-06/1/621
Налогоплательщик вправе предусмотреть в учетной политике организации возможность учета в составе прямых расходов только материальных затрат и распределять их при оценке незавершенного производства.
Указанный порядок распределения прямых расходов устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
Письмо Минфина России от 07.11.2008 N 03-02-07/1-456
В случае отказа в приеме налоговой декларации по причине ее несоответствия установленной форме такая декларация не признается представленной. Соответственно, налогоплательщик в этом случае может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление декларации в срок.
Однако если налоговая декларация, представленная по отмененной форме, содержит те же сведения, необходимые для исчисления и уплаты налога, что и налоговая декларация нового образца, налогоплательщик может быть освобожден от привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ.
Письмо Минфина России от 06.11.2008 N 03-03-06/1/618
Оплату за услуги по предоставлению работников сторонними организациями (на основе договора аутстаффинга) можно учесть в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В расчет среднесписочной численности работников организации, использующей труд инвалидов, работники, привлеченные по договору аутстаффинга, не включаются.
При выплате работникам, привлеченным по договору аутстаффинга, заработной платы налоговым агентом по НДФЛ является организация, предоставившая таких работников.
Письмо Минфина России от 29.10.2008 N 03-02-07/1-436
Бухгалтерская отчетность, налоговые декларации (расчеты) и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, представляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации для целей налогового контроля. Поэтому в случае непредставления в налоговый орган бухгалтерской отчетности к налогоплательщику может быть применена мера ответственности, установленная п. 1 ст. 126 НК РФ (взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ).
Письмо Минфина России от 28.10.2008 N 03-03-06/1/609
В соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Поэтому расходы на ремонт основного средства, в том числе превышающие стоимость его приобретения, могут быть полностью учтены в расходах для целей налогообложения прибыли организаций. При этом для более равномерного включения таких расходов налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств.
Письмо Минфина России от 27.10.2008 N 03-04-06-01/316
Организация, вручая подарки физическим лицам, не является налоговым агентом. Соответственно, она не должна подавать в налоговые органы сведения о доходах таких физических лиц по форме N 2-НДФЛ. Физическое лицо, получившее от организации доходы в порядке дарения, должно самостоятельно исчислить сумму НДФЛ с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию и уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.
Письмо Минфина России от 24.10.2008 N 03-02-07/1-428
В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
В то же время п. 5 ст. 101.2 НК РФ предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Однако данный порядок применяется только к правоотношениям, возникшим с 1 января 2009 г.
Таким образом, досудебное обжалование актов налогового органа обязательно с 1 января 2009 г.
Письмо Минфина России от 23.10.2008 N 03-02-07/1-424
Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов при реорганизации пользуется всеми правами и исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
Поэтому в случае если выездная налоговая проверка реорганизованного юридического лица завершена и акт выездной налоговой проверки составлен до момента завершения реорганизации, а решение по результатам проверки не вынесено, то вновь образованное юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизованного лица, вправе ознакомиться с материалами этой проверки.
Письмо Минфина России от 23.10.2008 N 03-03-06/1/598
Налогоплательщики, понесшие в предыдущих налоговых периодах убыток, исчисленный в соответствии с гл. 25 НК РФ, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее) (п. 1 ст. 283 НК РФ).
Убыток, полученный организацией в предыдущем налоговом периоде в связи с тем, что организация осуществляла расходы, не получая при этом доходов, также может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций текущего налогового периода.
Письмо Минфина России от 23.10.2008 N 03-07-09/34
Если при приемке товара выявлены расхождения в количестве и номенклатуре товара, продавец имеет право при наличии соответствующих первичных документов, оформленных согласно действующим требованиям бухгалтерского учета, внести исправления в счета-фактуры, заверив их подписью руководителя и печатью продавца.
В то же время при выявлении расхождений при приемке товара можно не вносить изменения в имеющийся счет-фактуру, а выписать новый на количество товара, принятого покупателем. Но сделать это можно только в течение пяти дней со дня отгрузки товаров (выписки имеющегося счета-фактуры).
Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592
При ликвидации не полностью самортизированного имущества у организации в налоговом учете образуются внереализационные расходы, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства.
Данное заключение справедливо как для случая, когда ликвидация происходит в одном налоговом периоде, так и для случая, когда процесс ликвидации захватывает несколько налоговых периодов.
При списании ОС оформляется акт, который должен содержать: год создания объекта, дату поступления на предприятие, дату ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость объекта (для переоцененных - восстановительную), сумму начисленного износа, количество проведенных капитальных ремонтов, причины списания и возможность использования как самого объекта, так и отдельных его узлов и деталей. Такой документ с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации (частичной ликвидации) объекта основных средств.
Таким образом, несмотря на то что организация несет расходы с начала ликвидации, она не может учесть их в расчетах по налогу на прибыль до момента подписания акта о списании.
Письмо Минфина России от 16.10.2008 N 03-03-06/1/590
Средства, полученные из бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, целевым финансированием не являются. Поэтому они должны учитываться организацией в целях налогообложения прибыли в составе ее внереализационных доходов.
Когда организация оказывает услуги по льготным ценам, она получает из бюджета компенсацию неполученной платы за оказанные льготникам услуги. При этом полученными бюджетными средствами организация может распоряжаться по своему усмотрению. Поэтому такие средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. При этом тот факт, что эти средства получены из бюджета, сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у организации дохода или экономической выгоды от реализации услуг.
Письмо Минфина России от 16.10.2008 N 03-03-06/1/588
Положения ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" к наружной рекламе относят размещение рекламных щитов и стендов на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Поскольку НК РФ не содержит собственного определения наружной рекламы, для целей налогообложения согласно п. 1 ст. 11 НК РФ должно применяться вышеприведенное определение.
Исходя из этого, Минфин делает вывод, что реклама, размещенная во внутренних помещениях метрополитена, не может быть отнесена к наружной.
И соответственно, затраты на размещение рекламных щитов в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах метрополитена относятся к расходам на рекламу, принимаемым для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Письмо Минфина России от 15.10.2008 N 03-03-07/24
Для целей налогообложения прибыли суммы компенсации за использование личного автотранспорта работника учитываются в составе расходов при исчислении прибыли только в пределах норм, установленных Правительством РФ. Остальная часть должна выплачиваться за счет чистой прибыли организации-работодателя.
Однако если с владельцем транспортного средства, автомобиль которого используется для служебных целей, заключен договор гражданско-правового характера, расходы, связанные с использованием личного автотранспорта, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций в полном объеме.
Письмо Минфина России от 14.10.2008 N 03-03-06/2/143
Организации могут включить в расходы при расчете налога на прибыль взносы не по всем договорам негосударственного пенсионного обеспечения. Условия для признания таких затрат определяет НК РФ. Чтобы учесть взносы, договор должен быть заключен организацией в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими соответствующие лицензии.
Кроме того, должна применяться пенсионная схема, при которой учет пенсионных взносов ведется на именных счетах. При этом договор негосударственного пенсионного обеспечения должен предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет (п. 16 ст. 255 НК РФ).
Если эти условия выполняются, организация с полным правом может учитывать уплачиваемые по таким договорам взносы в составе расходов на оплату труда. Но только в то время, пока работник трудится в данной компании. Когда он увольняется, договор негосударственного пенсионного обеспечения, заключенный организацией в пользу этого работника, расторгается.
А всю сумму взносов, ранее уплаченных за уволенного работника, организация должна включить в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и отразить в налоговой декларации за отчетный период, в котором произошло увольнение.
Письмо Минфина России от 13.10.2008 N 03-02-07/2-177
Минфин, анализируя положения ст. 123 НК РФ, пришел к выводу, что налоговый агент не несет ответственности за несвоевременную уплату налога в бюджет.
Финансисты отметили, что не только нарушение срока перечисления налога налоговым агентом, но и нарушение срока уплаты налога налогоплательщиком не признаются налоговыми правонарушениями, поскольку отсутствуют соответствующие составы правонарушений.
Дело в том, что ст. 123 НК РФ установлена ответственность налогового агента только за неправомерное неперечисление или неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. В этом случае на налогового агента налагается штраф в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.
Если же налоговый агент перечислил подлежащий удержанию налог с нарушением срока уплаты, то в этом случае неперечисление или неполное перечисление налога отсутствует (налог уплачен в бюджет полностью). Поэтому и штрафные санкции по ст. 123 НК РФ к нему применить уже нельзя, поскольку при отсутствии события налогового правонарушения лицо не может быть привлечено к ответственности (п. 1 ст. 109 НК РФ).
Таким образом, в случае несвоевременного перечисления налога налоговым агентом в бюджет он должен только уплатить пеню за каждый календарный день просрочки.
Письмо Минфина России от 10.10.2008 N 03-07-11/333
Налоговый кодекс РФ позволяет принимать к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) не только на основании счетов-фактур. В случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ, принять НДС к вычету можно на основании иных документов.
Например, суммы НДС, уплаченные по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, принимаются к вычету на основании билетов (бланков строгой отчетности). При этом уплаченная сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой.
Поэтому НДС по перевозке работников организации железнодорожным транспортом при вахтовом способе организации работ можно принять к вычету на основании проездных билетов, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой.
Письмо Минфина России от 10.10.2008 N 03-03-06/1/574
Замена арендодателя в договоре аренды при сохранении прав и обязанностей сторон договора не препятствует продолжению начисления амортизации по капитальным вложениям в предмет аренды.
Статьей 258 НК РФ установлен особый порядок амортизации капитальных вложений в арендованные объекты основных средств.
Капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств.
В случае замены стороны договора, являющейся арендодателем, при сохранении прав и обязанностей сторон договора договор аренды продолжает действовать. Соответственно, арендатор продолжает начислять амортизацию по осуществленным капвложениям.
Письмо Минфина России от 08.10.2008 N 03-03-06/1/567
Если организация проводит рекламные акции среди юридических лиц - торговых точек, реализующих продукцию организации, перечень лиц, участвующих в акции, заранее известен. Поэтому расходы на проведение подобных акций не могут быть отнесены в целях налогообложения прибыли к рекламным.
Однако если организация сможет подтвердить экономическую обоснованность проведения таких акций, затраты на их проведение можно учесть при исчислении налога на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
При этом Минфин исходит из того, что гражданское законодательство рассматривает предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, которая для коммерческих организаций является основной целью их деятельности, а для некоммерческих организаций служит достижению целей, ради которых они созданы.
Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Письмо Минфина России от 08.10.2008 N 03-03-06/2/140
Пунктом 1 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды.
Если неотделимые улучшения арендованного имущества произведены арендатором в период действия краткосрочного договора аренды, он не сможет продолжать начислять по ним амортизацию после окончания этого договора, в случае если заключит на это имущество новый долгосрочный договор аренды.
Письмо Минфина России от 07.10.2008 N 03-07-11/328
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ в целях применения НДС моментом определения налоговой базы при выполнении работ, в том числе проектных, является наиболее ранняя из дат: день выполнения (передачи) работ либо день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего выполнения работ.
Если до передачи проектной документации заказчику исполнителем была получена предоплата, то на день выполнения (передачи) работ возникает момент определения налоговой базы по НДС. При этом согласно п. 8 ст. 171 НК РФ суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком с сумм предоплаты, полученных в счет предстоящего выполнения работ, подлежат вычету.
Если же исполнитель предоплату не получал, при определении налоговой базы по НДС нужно исходить из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора немедленно заявить об этом подрядчику. Документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ.
В связи с этим в целях определения момента определения налоговой базы по НДС днем выполнения проектных работ следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.
То есть, если накладная и акт выполненных работ отправлены заказчику в июле 2008 г., а акт подписан им в сентябре 2008 г. и при этом акт получен исполнителем по почте в октябре 2008 г., НДС по выполненным проектным работам следует исчислить в сентябре 2008 г.
Письмо Минфина России от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559
Арендные платежи за арендуемое имущество при условии использования объекта аренды в предпринимательской деятельности на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом согласно ст. 252 НК РФ для целей исчисления прибыли затраты, понесенные налогоплательщиком, должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Минфин указал, что для документального подтверждения расходов по аренде достаточно наличия у налогоплательщика договора аренды, акта приемки-передачи арендованного имущества, согласованного графика арендных платежей и документов, подтверждающих оплату арендных платежей.
При этом ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды для целей документального подтверждения расходов для целей налогообложения прибыли не требуется.
Письмо Минфина России от 01.10.2008 N 03-03-06/1/555
Для целей налогообложения прибыли доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав.
При этом реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары (работы, услуги), в том числе на безвозмездной основе.
На основании вышеизложенного Минфин пришел к выводу, что изъятие здания на основании решения органа власти субъекта РФ с уплатой компенсации за изымаемое имущество признается для целей налогообложения прибыли реализацией имущества, а сумма компенсации - доходом от реализации.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик может уменьшить доход от реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества. Поэтому при изъятии здания для государственных нужд налогоплательщик вправе уменьшить сумму компенсации за изымаемое имущество на остаточную стоимость здания, определенную на основании данных налогового учета.
Если за счет полученной компенсации налогоплательщик приобрел другое здание, он вправе относить на расходы суммы амортизации, начисленной по такому зданию в порядке, предусмотренном ст. ст. 256 - 259 НК РФ.
Суммы, полученные организацией в качестве компенсации упущенной выгоды и прочих убытков, включаются налогоплательщиком в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.
Письмо Минфина России от 12.09.2008 N 03-11-04/3/430
Если налогоплательщик кроме предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, подлежащей обложению ЕНВД, не осуществляет иных видов деятельности, то доход в виде премии, полученный от организации - поставщика товаров за выполнение определенных условий договора поставки товаров, является частью дохода, получаемого от предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли. Соответственно, суммы премий включаются в налоговую базу по ЕНВД.
Если же организация реализует товар, полученный от поставщика не только в розницу, но и оптом, полученные от поставщика премии учитываются в рамках общей системы налогообложения.
В отношении налогообложения доходов, полученных от поставщиков за размещение внутренней световой рекламы товаров в объектах розничной торговли, Минфин указал, что на ЕНВД переводится деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы.
Размещение рекламной информации внутри объектов розничной торговли к указанному виду деятельности не относится. Поэтому доходы от оказания таких услуг подлежат налогообложению в рамках общего режима налогообложения или УСН.
Приказ Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 395 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2009 год"
(Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2008 N 12659)
На 2009 год величина коэффициента-дефлятора, применяемого в целях гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, установлена равной 1,538.
Приказ Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 392 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2009 год"
(Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2008 N 12655)
Величина коэффициента-дефлятора К1, применяемого для целей ЕНВД, на 2009 г. установлена в размере, равном 1,148.
Бухгалтерский учет
Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н "Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету"
(Зарегистрирован в Минюсте России 27.10.2008 N 12522)
(Вступил в силу с 01.01.2009)
Минфин утвердил новые Положения по бухгалтерскому учету: "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) и "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008).
ПБУ 1/2008 расширен круг лиц, имеющих право формировать учетную политику. Теперь это может быть не только главный бухгалтер, но и другое должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации.
При формировании учетной политики, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация может исходить из Международных стандартов финансовой отчетности.
Еще одним нововведением является то, что теперь изменение учетной политики может производиться не только с начала отчетного года.
При формировании учетной политики теперь необходимо утверждать формы всех используемых первичных документов и регистров бухгалтерского учета.
ПБУ 21/2008 вводит совершенно новое понятие, ранее отсутствовавшее в российском бухучете, - изменение оценочных значений.
Согласно документу оценочными значениями признаются: резерв по сомнительным долгам, резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов, другие оценочные резервы, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.
Их корректировка, связанная с появлением у организации новой информации исходя из оценки существующего положения дел и ожидаемых будущих выгод и обязательств, и является изменением оценочных значений.
Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" ПБУ 15/2008"
(Зарегистрирован в Минюсте России 27.10.2008 N 12523)
(Вступил в силу с 01.01.2009)
ПБУ 15/2008 привносит в порядок учета расходов по займам и кредитам ряд изменений.
Теперь задолженность по полученным займам и кредитам больше не подразделяется на краткосрочную и долгосрочную.
В составе расходов, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, не упоминаются курсовые разницы.
Затраты по займам и кредитам включаются в состав прочих расходов равномерно, независимо от условий предоставления займа (кредита). В таком же порядке включаются в расходы и дополнительные затраты по займам.
В случае если на приобретение, сооружение (изготовление) инвестиционного актива израсходованы заемные средства, полученные на цели, не связанные с таким приобретением (сооружением, изготовлением), проценты, причитающиеся к оплате, включаются в стоимость инвестиционного актива пропорционально доле указанных средств в общей сумме займов (кредитов), полученных на цели, не связанные с приобретением (сооружением, изготовлением) такого актива.
Приказ Минфина России от 29.10.2008 N 117н "О признании утратившими силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 60н и отдельных положений приказов Министерства финансов Российской Федерации"
ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" утратило силу в связи с утверждением Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" ПБУ 15/2008.
Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" ПБУ 2/2008"
(Зарегистрирован в Минюсте России 24.11.2008 N 12717)
(Вступил в силу с 01.01.2009)
Это Положение устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
В Положении определены: объекты бухгалтерского учета по договорам; порядок признания доходов и расходов по договору; порядок признания финансового результата; порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.
Установлено, что бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору.
Если отдельные договоры фактически относятся к единому проекту с нормой прибыли, определенной в целом по договорам, и договоры исполняются одновременно или последовательно (непрерывно следуя один за другим), такие договоры рассматриваются для целей бухгалтерского учета как один договор.
Выручка по договору корректируется на суммы отклонений, претензий и поощрительных платежей, если существует уверенность, что такие суммы будут признаны заказчиками или иными лицами, указанными в договоре, которым они предъявлены, и сумма их может быть достоверно определена.
Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 134н "О признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 167 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство"
ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" отменено в связи с появлением нового ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда".
Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 863 "О внесении изменений в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696"
В новой редакции изложены четыре Стандарта: N N 7, 8, 9 и 22. А Стандарт N 15 признан утратившим силу.
Стандарт N 7 поменял свое название. Вместо "Внутренний контроль качества аудита" теперь он называется "Контроль качества выполнения заданий по аудиту".
Стандарт установил новые требования к качеству выполнения аудиторских проверок. В частности, в Стандарте предусмотрены этические требования, предъявляемые к участникам аудиторской группы.
Наибольшим изменениям подвергся Стандарт N 8. Он объединил в себе два ранее действовавших Стандарта: N 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" и N 15 "Понимание деятельности аудируемого лица". Теперь новая редакция Стандарта N 8 называется "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности".
Стандарт N 9 "Аффилированные лица" также сменил свое название. Теперь он называется "Связанные стороны". В Стандарте указано, что аудитору необходимо в достаточной степени понимать деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, поскольку операции со связанными сторонами могут мотивироваться в том числе не только обычными деловыми отношениями, но и, например, распределением прибыли с целью ухода от налогообложения или мошенничеством.
Изменения в Стандарт N 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника" несущественны и носят технический характер.
Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 13.10.2008 N 296п "Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.11.2008 N 12649)
Ранее действовавший Порядок регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденный Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 N 97п, признан утратившим силу.
Новый Порядок расширил список страхователей. В перечень лиц, подлежащих регистрации в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, включены крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физические лица - работодатели, не являющиеся предпринимателями, в том случае, если они производят выплаты физическим лицам по трудовым или гражданско-правовым договорам. Напомним, что ранее данные лица не были указаны в списке лиц, подлежащих регистрации в качестве страхователей.
Изменилась структура регистрационного номера, присваиваемого страхователю при его регистрации. Теперь регистрационный номер представляет собой 12-значный цифровой код. Для страхователей, зарегистрированных в территориальных органах ПФР до вступления в силу нового Порядка, сохраняется ранее присвоенный 9-значный регистрационный номер.
Кроме того, Порядок изменил процедуру регистрации организации по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты сотрудникам. В соответствии с новыми правилами в территориальное отделение Пенсионного фонда все документы для регистрации представляет сама компания. В пакет документов входят: заявление, свидетельство о постановке на учет в ИФНС, уведомление о регистрации головной организации в ПФР, заверенные копии решения или приказа о создании подразделения и другие документы, подтверждающие, что у него есть отдельный баланс, расчетный счет и право перечислять взносы на пенсионное страхование. Напомним, что ранее такая регистрация осуществлялась на основании сведений, представляемых налоговыми органами в территориальное отделение Пенсионного фонда по его запросу.
Таким образом, у организаций, создающих обособленные подразделения, а также у крестьянских хозяйств и физических лиц - работодателей с момента вступления в силу нового Порядка появятся дополнительные обязанности по их регистрации в качестве страхователей в территориальном органе ПФР.
Федеральный закон от 25.11.2008 N 217-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
(Вступил в силу с 01.01.2009)
В 2009 г. и в плановый период 2010 и 2011 гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".