В редакции прошла интернет-консультация на тему «Налогообложение прибыли коммерческих организаций». На вопросы читателей ответила Ольга Борисовна Охонько, советник налоговой службы РФ III ранга.
Организация ежемесячно выплачивает работнику компенсацию за использование личного автомобиля для служебных поездок между структурными подразделениями предприятия, находящимися водном населенном пункте, что оговорено в трудовом соглашении об использовании личного автотранспорта между работником и работодателем.
При направлении работника в командировку в другую местность на его автомашине ему выдаются под отчет деньги на приобретение ГСМ. Имеет ли право организация относить на расходы приобретенный сотрудником бензин и одновременно выплачивать компенсацию за использование автомобиля во время командировки? (г. Краснокаменск, Читинская обл.)
При направлении работника организации в служебную командировку на личном автомобиле нужно учитывать следующее.
Согласно подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей могут быть учтены в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».
При этом в размерах компенсации работнику уже учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля, в том числе и расходы на приобретение ГСМ.
Можно ли отнести на расходы в целях налогообложения прибыли сумму торговой уступки, удержанную банком у предприятия-продавца за обслуживание банковских карт розничных покупателей? (г. Москва)
Можно. Согласно подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на оплату услуг банка.
Положением о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, утвержденным ЦБ РФ от 09.04.98 № 23-П, было определено, что денежная сумма, уплачиваемая предприятием торговли (услуг) эквайреру за расчеты по операциям с использованием банковской карты при реализации товара или услуги, является торговой уступкой.
Однако оно утратило силу с 10.04.2005 в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 24.12.2004 № 1537-У. Вместо него теперь действует новый нормативный документ — Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденное ЦБ РФ 24.12.2004 № 266-П. Такого конкретного перечня терминов и определений, какой был в предыдущем руководстве Центробанка, Положение № 266-Пне содержит.
Вместе с тем согласно п. 1.9 этого Положения на территории РФ кредитные организации (далее — эквайреры) осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдают наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся их клиентами.
В этой связи торговая уступка, уплачиваемая предприятием торговли банку, на основании договора оказания услуг может быть включена в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов при соблюдении критериев, определенных п. 1 ст. 252 НК РФ.
Могут ли учитываться в полном объеме при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль расходы по НИОКР, которые завершились с положительным результатом, но по различным причинам (низкая рентабельность изделия, отсутствие реального заказчика в данный момент и др.) не могут быть использованы в производстве? (г. Сарапул, Удмуртия)
В соответствии с п. 2 ст. 262 НК РФ расходы на НИ-ОКР равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований). При этом следует иметь в виду, что данная редакция действует до 1 января 2006 года (ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ).
Могут ли учитываться для целей налогообложения прибыли исполнительные сборы, оплачиваемые судебным приставам по исполнению решений суда, вступивших в законную силу? (г. Екатеринбург)!
Исходя из норм ст. 101 АПК РФ, п. 1 ст. 81, 82 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном делопроизводстве» (далее — Закон № 119-ФЗ) исполнительский сбор не относится к расходам, связанным с решением исполнительских действий.
В третьем абзаце п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П определено, что предусмотренная ст. 81 Закона № 119-ФЗ сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится по сути к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера: возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями согласно российскому законодательству (ст. 270 НК РФ).
На основании изложенного можно сделать вывод, что расходы по уплате исполнительского сбора в размере семи процентов, взыскиваемого в соответствии с п. 1ст. 81 Закона № 119-ФЗ, не уменьшают налоговую базупо налогу на прибыль.
Обязано ли торговое предприятие выписывать (представлять) накладную (форму № ТОРГ-12) на отгрузку товара транзитом его покупателю? (г. Ижевск)
Да. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее— Закон № 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов, в том числе накладной (в частности, Товарной накладной по форме № ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от25.12.98 № 132, и Товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78).
Вправе ли организация учесть для целей налогообложения прибыли расходы по оплате сверхурочных работ свыше 120 часов в год? (г. Архангельск)
Порядок привлечения к сверхурочной работе указан в ст. 99 Трудового кодекса РФ. А оплата сверхурочной работы производится в соответствии с положениями ст. 152 ТК РФ. Этой статьей определен минимальный размер оплаты сверхурочной работы. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрено только повышение оплаты по сравнению с нормами, установленными ТК РФ.
Сверхурочная работа должна быть оплачена в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к сверхурочным работам.
Таким образом, в случае нарушения работодателем порядка привлечения к сверхурочной работе (например, превышено максимально допустимое число часов сверхурочной работы в год) это не должно отразиться на реализации права работника на оплату труда за сверхурочную работу.
В связи с изложенным расходы по оплате сверхурочных сверх 120 часов в год могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст. 255 НК РФ, если возможность осуществления подобных начислений предусмотрена трудовым договором в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Арендодатель и арендатор заключили договор аренды имущества. Необходимо ли наличие акта приема-передачи для учета в целях налогообложения прибыли доходов и расходов по указанной операции? (г. Ростов-на-Дону)
Сдача имущества в аренду является оказанием услуг. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ее осуществления (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Соответственно если сторонами заключен договор аренды (лизинга) и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды (лизинга), то это значит, что услуга реализуется (потребляется) сторонами договора и у организаций есть основание для включения в состав налоговой базы по налогу на прибыль сумм доходов от реализации такой услуги (арендодатель) и расходов в связи с потреблением услуги (арендатор).
Данные основания возникают у организаций вне зависимости от подписания акта приема-передачи услуги, тем более что требование об обязательном составлении актов приема-передачи услуг в виде аренды ни главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, ни законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрено.