Налоговые отношения
Письмо Минфина России от 21.08.2008 N 03-03-06/1/476
Минфин пришел к выводу, что при приобретении работником электронного билета для поездок в командировки на территории РФ и за рубеж документами, подтверждающими произведенные расходы, могут являться либо маршрут/квитанция, оформленная на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете, либо чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.
Кроме того, расходы по приобретению работником электронного авиабилета также могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, если они имеют косвенное документальное подтверждение.
Такими документами могут быть документы, подтверждающие направление сотрудника в командировку, проживание за границей и иные оправдательные документы, оформленные унифицированными формами первичной учетной документации и удостоверяющие факт пребывания работника в командировке. В качестве подтверждающих документов могут использоваться распечатки электронного билета или посадочного талона с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника в командировку (в частности, фамилия пассажира, маршрут, стоимость билета, дата полета).
Письмо Минфина России от 21.08.2008 N 03-04-06-01/255
В Письме рассматривается ситуация, когда организация по агентским договорам предоставляет услуги по купле-продаже электронных учетных единиц в электронном виде у операторов платежных систем, а также у физических лиц. У организации возникли вопросы: облагается ли НДФЛ доход физического лица, перечисляемый ему организацией за приобретаемые электронные учетные единицы? Является ли организация в указанной ситуации налоговым агентом либо физическое лицо уплачивает НДФЛ самостоятельно?
Отвечая на эти вопросы, Минфин отметил, что порядок налогообложения операций с электронными учетными единицами будет зависеть от того, являются данные единицы ценными бумагами или нет.
Если электронная учетная единица признается согласно ГК РФ чеком, т.е. отвечает всем установленным для чеков требованиям и, соответственно, является ценной бумагой, налогообложение доходов, полученных физическими лицами от реализации электронных учетных единиц, производится на основании ст. 214.1 НК РФ.
В этом случае налоговыми агентами по НДФЛ признаются только брокеры, доверительные управляющие, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или иные лица, совершающие операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика.
Поэтому, если организация при совершении операций с электронными учетными единицами не действует в качестве одного из вышеуказанных лиц, она не является налоговым агентом по НДФЛ. Соответственно, у нее отсутствуют обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет суммы НДФЛ с доходов, полученных физическими лицами от реализации указанной организации ценных бумаг, а также представлению в налоговый орган сведений о таких доходах.
В этом случае исчисление и уплата НДФЛ производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода в соответствии со ст. 228 НК РФ.
Если электронные учетные единицы не признаются в соответствии с ГК РФ ценной бумагой, доход, полученный налогоплательщиком от операций с ними, подлежит налогообложению на общих основаниях. При этом организация, являющаяся источником выплаты такого дохода, признается налоговым агентом на основании ст. 226 НК РФ и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.
Письмо Минфина России от 21.08.2008 N 03-03-06/1/478
Гражданское законодательство допускает использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи. Кроме того, действующее законодательство по бухгалтерскому учету допускает составление первичных документов на машинных носителях информации.
Исходя из этого, Минфин пришел к выводу, что при соблюдении указанных выше требований акт приема-передачи, надлежащим образом оформленный и подписанный с помощью электронной цифровой подписи, является первичным учетным документом в целях бухгалтерского и налогового учета.
В отношении счетов-фактур Минфин отметил, что данный документ является только основанием для принятия покупателем к вычету сумм НДС, предъявленных продавцами товаров (работ, услуг, имущественных прав). При этом счета-фактуры не являются первичными документами в целях бухгалтерского учета. Налоговым кодексом не предусмотрено использование в счете-фактуре электронно-цифровых подписей руководителя и главного бухгалтера. Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, также не предусмотрен порядок, позволяющий использовать электронно-цифровые подписи руководителя и главного бухгалтера организации.
По мнению Минфина, для внедрения системы электронного документооборота счетов-фактур требуется внесение изменений в действующее законодательство.
Письмо Минфина России от 20.08.2008 N 03-03-06/1/474
В общем случае, считает Минфин, оплата за размещение товаров в оговоренном месте или на полках магазинов не связана с возникновением у покупателя обязанности оказать дополнительные услуги в рамках договора поставки. Такие операции осуществляются в рамках деятельности покупателя (магазина) по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью продавца. Соответственно, такие затраты продавца не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.
В то же время соглашение, определяющее целенаправленное выполнение покупателем за вознаграждение определенных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца, может быть заключено в виде отдельного договора. Данное соглашение также может являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров, в том числе и договора поставки.
В этом случае, по мнению Минфина, если у продавца есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия организации розничной торговли способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым продавцом, такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.
При надлежащем документальном подтверждении такие расходы в качестве расходов на рекламу могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в пределах норматива, исчисляемого от размера выручки, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ.
Письмо Минфина России от 18.08.2008 N 03-03-05/87
Минфин России в Письме разъяснил, в каком порядке для целей исчисления прибыли нужно учитывать возмещение расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера.
Рассуждения Минфина строились следующим образом.
Трудовой кодекс РФ выделяет два вида компенсационных выплат. Один из них объединяет компенсационные выплаты, связанные с особыми условиями труда. Такие компенсации согласно ст. 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда.
Второй вид компенсаций определен в ст. 164 ТК РФ. Согласно этой статье под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда, они являются компенсацией затрат работника, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
В Письме отмечено, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Таким работникам, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает расходы, связанные со служебными поездками.
Эти расходы, по мнению Минфина, являются компенсацией затрат работников, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей. Поэтому при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль они должны учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Письмо Минфина России от 15.08.2008 N 03-07-07/78
В Письме указано, что при перечислении в 2007 г. иностранному лицу всей стоимости передаваемых прав на использование программ для ЭВМ по лицензионному договору налоговый агент должен был уплатить в бюджет сумму НДС исходя из полной стоимости договора. Данные суммы НДС подлежали вычету в соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ при условии, что права на программы приобретались для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС.
В переходный период, по мнению Минфина, следует руководствоваться положениями п. 8 ст. 149 НК РФ, согласно которому при отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению, налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы, который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг), вне зависимости от даты их оплаты.
В связи с этим порядок применения НДС в отношении услуг по передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионных договоров, заключенных до 1 января 2008 г., зависит от момента фактического оказания таких услуг.
Иными словами, если передача исключительных прав на программы для ЭВМ по лицензионному договору, заключенному до 1 января 2008 г., осуществлена после 1 января 2008 г., такая операция освобождается от обложения НДС. При этом суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами в 2007 г. по указанным услугам, оказанным после 1 января 2008 г., по мнению Минфина, подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Письмо Минфина России от 12.08.2008 N 03-07-09/23
По вопросу применения счетов-фактур при возврате товаров финансисты рекомендуют руководствоваться Письмом Минфина России от 07.03.2007 N 03-07-15/29, которое было доведено до сведения территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 23.03.2007 N ММ-6-03/233@.
В этом документе указано, что порядок применения счетов-фактур при возврате товаров зависит от нескольких факторов:
1) приняты или не приняты на учет у покупателя возвращаемые товары;
2) является ли покупатель товара плательщиком НДС.
Если покупатель товара является плательщиком НДС и возвращаемые товары были приняты им на учет, он обязан в порядке, установленном п. 3 ст. 168 НК РФ, выставить продавцу этих товаров счет-фактуру на возвращаемые товары и второй экземпляр счета-фактуры зарегистрировать в книге продаж.
Если возвращаемые товары не были приняты покупателем на учет, счет-фактура на возврат товара не составляется. В этом случае продавец товара вносит исправления в ранее выставленный счет-фактуру. Такие изменения вносятся на дату принятия на учет товаров, возвращенных покупателем. При этом в исправленном счете-фактуре указываются количество и стоимость возвращенных товаров. В книге покупок продавца исправленный счет-фактура регистрируется в части стоимости возвращенных товаров.
В аналогичном порядке вносятся изменения в счет-фактуру, если покупатель, возвращающий товар, не является плательщиком НДС.
Если реализация возвращаемого товара осуществлялась в режиме розничной торговли с применением ККТ (без выдачи счета-фактуры), в книге покупок продавца Минфин рекомендует регистрировать реквизиты расходного кассового ордера, выписанного при возврате денежных средств покупателю.
Если возвращенные товары не используются продавцом для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), использованным для производства и (или) реализации возвращенных товаров, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в том налоговом периоде, в котором возвращенные товары были приняты продавцом к учету.
В отношении обязанности уплачивать НДС отдельным платежным поручением Минфин отметил, что согласно п. 4 ст. 168 НК РФ при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств.
Однако в случае возврата товаров покупателем суммы НДС, предъявляемые продавцом товаров покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, подлежат вычетам, а не покрываются за счет средств покупателя товаров.
На основании вышеуказанного Минфин делает вывод, что при возврате товаров покупателю перечислять сумму НДС отдельным платежным поручением не требуется.
Письмо Минфина России от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336
Минфин указал, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика не только документы по формам, утвержденным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, но и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Данное право установлено пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ.
В ст. 93 НК РФ, регулирующей порядок истребования документов у налогоплательщика при проведении налоговой проверки, состав документов, которые вправе истребовать налоговые органы, не конкретизирован. Исходя из этого, Минфин сделал вывод, что налоговый орган в ходе проведения проверки вправе требовать любые документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, в том числе договоры, приказы и т.д.
Продолжая рассуждения, Минфин отметил, что НК РФ не предусматривает оснований для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения. Учитывая это, при непредставлении в указанный срок требуемых документов налоговый орган вправе применить к налогоплательщику положения п. 1 ст. 126 НК РФ.
Если налогоплательщик не может представить необходимые документы в установленный законом срок, он должен письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым требуемые документы не могут быть представлены, в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов.
При продлении срока представления документов руководитель налогового органа учитывает указанные налогоплательщиком причины, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, объем истребуемых документов, наличие факта частичного представления документов в рамках данного истребования, сроки, в которые проверяемое лицо по его уведомлению может представить истребуемые документы.
Таким образом, говорится в Письме, налоговые органы вправе самостоятельно определить, насколько можно продлить срок представления истребуемых у налогоплательщика документов.
Письмо Минфина России от 11.07.2008 N 03-03-05/77
Минфин, ссылаясь на Информационное письмо ВАС РФ от 16.02.2001 N 59, указал, что соглашение сторон об изменении размера арендной платы, указанного ими в договоре аренды недвижимого имущества, подлежащем государственной регистрации, также подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды.
Исходя из этого, финансисты пришли к выводу, что при увеличении по соглашению сторон размера арендной платы по договору аренды, подлежащему государственной регистрации, размер арендной платы считается измененным только после государственной регистрации такого изменения. С учетом этого основанием для уплаты арендных платежей и учета таких расходов для целей налогообложения прибыли является заключенный договор аренды, правовых оснований для учета расходов в виде арендной платы, уплачиваемых на основании не зарегистрированного в установленном порядке дополнительного соглашения к договору аренды, по мнению Минфина, не имеется.
Таким образом, арендные платежи, внесенные на основании дополнительного соглашения сторон об изменении размера арендной платы, подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ только после государственной регистрации указанного соглашения.
Вместе с тем в случае если в соглашении об изменении арендной платы указан момент, начиная с которого устанавливается новый размер арендной платы (условия соглашения распространены на период до момента государственной регистрации соглашения), арендные платежи в размере, установленном соглашением, находящимся на государственной регистрации, могут приниматься в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций с момента изменения размера арендной платы, указанного в соглашении.
Государственное регулирование
Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета"
Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета на утвержденных формах в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют первичные статистические данные в упрощенном порядке согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Первичные статистические данные могут предоставляться респондентами на бумажных носителях или в электронном виде. Порядок предоставления первичных статистических данных в электронном виде, определяющий стандарты на программное обеспечение, технические носители, каналы связи, средства защиты, а также условия использования электронной цифровой подписи и форматы предоставления данных в электронном виде, устанавливаются субъектами официального статистического учета.
Первичные статистические данные и административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи.
Датой предоставления первичных статистических данных и административных данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи субъекту официального статистического учета. Документ вступил в силу 2 сентября 2008 г.
Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 615 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Документом установлено, что с 1 июля 2008 г. коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 июля 2008 г., составляет 1,019.
ФСС РФ поручено произвести перерасчет ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом установленного коэффициента индексации.
Постановление Правительства РФ от 15.08.2008 N 613 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841"
В Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, внесены изменения.
Теперь алименты можно удерживать со следующих выплат:
- заработной платы, выданной в неденежной форме;
- комиссионного вознаграждения;
- гонораров;
- надбавок и доплат к тарифным ставкам, окладам;
- выплат, связанных с условиями труда, в том числе выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда;
- премий и вознаграждений, предусмотренных системой оплаты труда;
- суммы среднего заработка, сохраняемого за работником во всех случаях, предусмотренных законодательством о труде, в том числе во время отпуска;
- суммы дополнительного вознаграждения работникам;
- других видов выплат к заработной плате, установленных законодательством субъекта РФ или применяемых у соответствующего работодателя.
Из Перечня исключены пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, и выплаты к ним за счет средств бюджетов РФ, а также пособия по беременности и родам.
Не уплачиваются алименты с денежных сумм, выплачиваемых в связи с рождением ребенка, смертью родных, регистрацией брака, а также с компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику. Постановление вступило в силу 30 августа 2008 г.
Приказ Минфина России от 04.08.2008 N 73н "О внесении изменений в Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций" (зарегистрирован в Минюсте 26.08.2008 N 12183, вступил в силу 14.09.2008)
Согласно внесенным изменениям оценка выкупленных по требованию акционеров акций реорганизуемым акционерным обществом в размере фактических затрат отражается в заключительной бухгалтерской отчетности по статье "Собственные акции, выкупленные у акционеров" бухгалтерского баланса.
Вступительная бухгалтерская отчетность, составляемая на дату внесения в реестр записи о государственной регистрации организации, которая создается путем реорганизации в форме разделения или выделения, может являться одновременно ее заключительной бухгалтерской отчетностью при соблюдении следующих условий:
- одновременно должна быть внесена запись о прекращении деятельности организации, создаваемой путем реорганизации в форме разделения или выделения;
- должно быть соблюдено условие неизменности оценки имущества, передаваемого по разделительному балансу, являющемуся одновременно передаточным актом в соответствии с законодательством РФ.
Информационное письмо Минфина России от 22.08.2008 "О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности"
Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение).
Если федеральные органы исполнительной власти не утвердили соответствующие формы бланков строгой отчетности, организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.
В Письме обращается внимание, что на основании п. 2 вышеназванного Постановления формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171, могут применяться до 1 декабря 2008 г.
Формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с Постановлением N 171 до вступления в силу Постановления N 359, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы были утверждены (Квитанция на получение страховой премии (взноса), утвержденная Приказом Минфина России от 17.05.2006 N 80н; Квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения, утвержденная Приказом Минфина России от 09.02.2007 N 14н; Туристская путевка, утвержденная Приказом Минфина России от 09.07.2007 N 60н; Залоговый билет и Сохранная квитанция, утвержденные Приказом Минфина России от 14.01.2008 N 3н; Квитанция на оплату ветеринарных услуг, утвержденная Приказом Минфина России от 09.04.2008 N 39н).
Формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления N 359, в отношении которых порядок утверждения форм бланков строгой отчетности определен в соответствии с п. п. 5 и 6 Положения, могут применяться до их утверждения в соответствии с указанным Положением.