Продолжаем рассмотрение начатой в «ЭЖ» № 47 темы «Производство продукции и анализ экономической эффективности ассортимента выпускаемой продукции». После анализа программы производства и выяснения причины убытков неизбежно возникают вопросы: можно ли при сложившейся программе производства вообще покрыть все затраты предприятия, то есть достичь точки без убыточности? Какие решения необходимо принять, чтобы гарантировать покрытие затрат и по возможности заработать хотя бы небольшую прибыль, несмотря на изменение условий? Как приспособиться к сложившейся ситуации?
Напомним, технология моделирования программы производства и сбыта включает следующие этапы (см. «ЭЖ» № 47):
1.Анализ сложившейся номенклатуры выпускаемой продукции в разрезе продуктовых групп.
2.Согласование и принятие экономических и финансовых критериев доходности отдельных продуктов.
3.Проверка потенциальных возможностей и ограничений производственных мощностей.
4.Расчет количественных параметров выбранного ассортимента.
5.Распределение плана производства по рынкам сбыта с учетом производственных мощностей.
Если перед предприятием стоит задача покрыть по возможности все затраты, то тогда в первую очередь важно определить стратегию продаж: продавать и планировать к выпуску больше того продукта, который прибыльнее. Найти такие цену и объемы продаж, которые бы позволили достичь максимальной величины СП I (суммы покрытия, см. «ЭЖ» № 47) для возмещения всех затрат.
Основная задача моделирования и состоит в возможном увеличении доходности (СП I) выгодного для предприятия продукта. Доходность программы производства (СП I всего предприятия) определяют в качестве цели, которую нужно достичь.
При формировании оптимальной программы выпуска и сбыта продукции важны два критерия. Получение прибыли (или по крайней мере покрытие всех затрат предприятия) и по возможности быстрая оборачиваемость вложенных средств, чтобы оставаться платежеспособным и обеспечивать финансирование текущей деятельности.
Смысл моделирования сводится к поиску решений об изменении объемов выпуска и цены продукта, возможностей снижения цен и тарифов на электроэнергию или принятию во внимание роста цен на сырье и тарифов на энергоресурсы. В совокупности такие решения должны привести к увеличению доходности отдельных продуктов. Цены при этом прямо не связываются с издержками производства.
Совместное обсуждение результатов моделирования поможет сформировать политику сбыта: выявлять допустимые пределы загрузки мощностей, чтобы приспосабливаться к конъюнктурным и сезонным колебаниям спроса и находить дополнительные возможности их реализации на рынках. А проигрывание различных вариантов на практике поможет научиться анализировать и принимать решения в сложных ситуациях (третий этап).
Пример моделирования фрагмента производственной программы для покрытия затрат предприятия дан в табл. 2 (табл.1 см. «ЭЖ»№ 47).
Приведенные расчеты по продуктам должны быть результатом совместного обсуждения реальной ситуации специалистами отдела сбыта и маркетинга, экономистами и финансистами. Например, на производственном совещании руководители подразделений на основе данных комплексного анализа, ожидаемых изменений экономических параметров и опыта работы могут представлять различные оценки возможного объема производства и соответствующих элементов затрат (пессимистическую, наиболее вероятную и оптимистическую).
Такие оценки (данные), введенные в компьютер, позволяют получить на «выходе» разные сценарии: «что будет, если ...», то есть различные варианты необходимой для предприятия величины СП I (четвертый этап).
- Для первого продукта оказалось возможным увеличить объем производства и сбыта на 12%, а цену — на 3%. Но это требует определенных усилий со стороны службы сбыта и маркетинга. При условии, что затраты на сырье и материалы вырастут на 2%, а цены на энергоресурсы и оплату труда увеличатся на 1 и на 2%, доход от данного продукта может вырасти на 19% (СП I достигает 1230,036 тыс. руб.).
- Экономика производства продукта 2 в принципе неэффективна в силу большого удельного веса переменных затрат (до 95% в выручке от продаж!). Но при росте объемов его производства и реализации на 3% и повышении цены данного продукта на 5% при одновременном росте ценна сырье и материалы на 2,5% и таком же, как и для первого продукта росте ценна энергоресурсы и оплату труда, его доходность может вырасти на 62% и составить 561,36 тыс. руб.
Такое решение возможно только в краткосрочном периоде. В долгосрочном — этот продукт нужно убирать из программы производства.
- Доходность продукта 3можно увеличить с 2602тыс. руб. до 2826 тыс. руб., или на 25% (см. табл. 2).Такие расчеты проводятся для каждого продукта производственной программы до тех пор, пока доходность (СП I) всей программы производства не покроет все накладные расходы и позволит выйти на безубыточную работу предприятия.
Полученную, хоть и небольшую, прибыль называют «управленческой прибылью», поскольку она — результат определенных усилий руководителей разных уровней управления при реализации конкретных мероприятий по формированию ассортимента продукции и управлению затратами по продвижению продукта к покупателю.
Дифференцированный подход к моделированию доходности отдельных видов продукции (их групп) ориентирует на целенаправленное изучение рынков сбыта каждого вида продукции как главной задачи отдела сбыта и маркетинга.
Кроме того, он помогает лучше понять необходимость принятия согласованных решений в производстве и снабжении. Ведь сырье и материалы покупают для того, чтобы использовать их для производства запланированной программы выпуска.
Приведенные многовариантные расчеты позволяют сделать вывод о том, что стратегия продаж и доход предприятия зависят не только от цены, но и от правильного сочетания и координирования всех возможных факторов.
Если в результате моделирования доходности программы производства и сбыта окажется невозможным покрыть все затраты, нужно начинать работу с общепроизводственными и общехозяйственными расходами. Для этого цеховые расходы необходимо разложить на составляющие (заработная плата, амортизация, материалы, энергозатраты и прочее) и попытаться для каждой из них определить направления оптимизации.
Такую работу важно увязать с системой мотивации и стимулирования руководителей подразделений, соответствующей тому уровню дохода, за который они должны отвечать. Для начальников цехов, например, целевым доходом может стать величина СП II. На этой основе можно формировать бюджеты доходов и затрат цехов и служб предприятия и следить за их исполнением.
Сформированную в процессе моделирования оптимальную программу производства нужно расписать по рынкам сбыта и представить в виде табл. 3 (пятый этап). Содержание таблицы — результат совместной работы службы сбыта и производства. Понятно, на какие рынки работает производство, а сбыт становится гарантированным.
Такой план при контроле его выполнения и анализе отклонений станет жизненно важным инструментом оптимизации и управления программой производства.
Опыт работы со многими предприятиями показывает, что только около 20—30% ассортимента выпускаемой продукции предприятий приносит примерно 80—90% доходов, а 20% остаются невостребованны покупателем. Использование предлагаемого подхода в ежедневной практике позволит вам на примере своего предприятия убедиться в том, что лучше производить меньший ассортимент, но в больших объемах выпускать доходную продукцию и работать на обороте. И конечно же выходить на рынок с эффективными и новыми продуктами.
Табл. 3 Производственная программа на декабрь 2005 г. (тыс. шт.)
Наименование продукции |
Остатки на начало |
Бизнес- план |
Макс. мощность |
Первоначальн. план |
В том числе по рынкам
|
Скоррект. план |
Остатки на конец |
Факт | |||
РБ |
СНГ |
Экспорт |
Итого | ||||||||
Продукт А-К |
1063 |
2344 |
|
1896 |
1500 |
396 |
|
1896 |
|
1145 |
|
Продукт Л-С |
158 |
353 |
|
510 |
310 |
200 |
|
510 |
|
171 |
|
Продукт Т-Я |
245 |
490 |
|
510 |
60 |
450 |
|
510 |
|
55 |
|
Табл. 2 Моделирование доходов и затрат
Наименование продукции: |
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 | |||
Объем выпуска (шт.) |
300 |
550 |
850 | |||
Отпускная цена ед. продукции (руб.) |
12.219 |
13 200 |
7486,96 | |||
Прямые материальные затраты на единицу продукции | ||||||
Сырье и материалы |
7162 59% |
10 748,44 81% |
4101,07 55% | |||
ТЗР |
129 1% |
193,47 1% |
74 1% | |||
Топливо и энергия |
653 5% |
962,66 7% |
398 5% | |||
Заработная плата |
599 5% |
486,09 4% |
229 3% | |||
Отчисления на з/п |
220 2% |
179 1% |
84 1% | |||
Итого прямые материальные затраты |
8763 72% |
12 570 95% |
4886 65% | |||
Сумма покрытия I (доходн. продукция) |
3456 |
630 |
2601 | |||
Изменения: |
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 | |||
Объема выпуска(%) |
12 |
3 |
15 | |||
Цены продукта (%) |
3 |
5 |
4 | |||
Цен на сырье и материалы |
2 |
2,5 |
1,5 | |||
Цен на топливо и энергию |
1 |
1 |
1 | |||
Заработной платы |
2 |
2 |
2 | |||
Доходы и затраты |
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 | |||
План |
Модель |
План |
Модель |
План |
Модель | |
Объем выпуска (шт.) |
300 |
336 |
550 |
567 |
850 |
978 |
Отпускная цена ед. продукции (руб.) |
12 219 |
12 586 |
13 200 |
13 860 |
7487 |
7786 |
Товарный выпуск (оборот) (руб.) |
3 665 700 |
4 228 752 |
7 260 000 |
7 851 690 |
6 363 916 |
7 611 244 |
Сырье и материалы |
2 148 600 |
2 454 561 |
5 911 642 |
6 246 725 |
3 485 910 |
4 071 009 |
ТЗР |
38 675 |
43 344 |
106 410 |
109 697 |
62 746 |
72 372 |
Топливо и энергия |
195 900 |
221 602 |
529 463 |
551 287 |
337 952 |
393 136 |
Заработная плата |
179 700 |
205 289 |
267 350 |
281 125 |
194 242 |
228 441 |
Отчисления на з/п |
66 130 |
73 920 |
98 385 |
101 493 |
71 481 |
82 152 |
Итого прямых затрат |
2 629 005 |
2 998 716 |
6 913 250 |
7 290 327 |
4 152 331 |
4 847 110 |
Сумма покрытия I |
1 036 695 |
1 230 036 |
346 750 |
561 363 |
2 211 585 |
2 764 134 |
СП I единицы продукции |
3456 |
3661 |
630 |
990 |
2602 |
2826 |
Оценка эффективности решений | ||||||
Сумма покрытия I (% к обороту) |
28,3 |
291 |
4,8 |
7,1 |
34,8 |
36,3 |
Фактор эффективности сырья и материалов |
0,47 |
0,49 |
0,06 |
0,09 |
0,62 |
0,67 |
Эффективность переменных затрат |
0,39 |
0,41 |
0,05 |
0,08 |
0,53 |
0,57 |
Доходность продукта (руб.) |
1 036 695 |
1 230 036 |
346 750 |
561 363 |
2 211 585 |
2 764 134 |
Прирост доходности продукта |
19% |
62% |
25% |