Продолжаем рассмотрение начатой в «ЭЖ» № 47 темы «Производство продукции и анализ экономической эффективности ассортимента выпускаемой продукции». После анализа программы производства и выяснения причины убытков неизбежно возникают вопросы: можно ли при сложившейся программе производства вообще покрыть все затраты предприятия, то есть достичь точки без убыточности? Какие решения необходимо принять, чтобы гарантировать покрытие затрат и по возможности заработать хотя бы небольшую прибыль, несмотря на изменение условий? Как приспособиться к сложившейся ситуации?
Напомним, технология моделирования программы производства и сбыта включает следующие этапы (см. «ЭЖ» № 47):
1.Анализ сложившейся номенклатуры выпускаемой продукции в разрезе продуктовых групп.
2.Согласование и принятие экономических и финансовых критериев доходности отдельных продуктов.
3.Проверка потенциальных возможностей и ограничений производственных мощностей.
4.Расчет количественных параметров выбранного ассортимента.
5.Распределение плана производства по рынкам сбыта с учетом производственных мощностей.
Если перед предприятием стоит задача покрыть по возможности все затраты, то тогда в первую очередь важно определить стратегию продаж: продавать и планировать к выпуску больше того продукта, который прибыльнее. Найти такие цену и объемы продаж, которые бы позволили достичь максимальной величины СП I (суммы покрытия, см. «ЭЖ» № 47) для возмещения всех затрат.
Основная задача моделирования и состоит в возможном увеличении доходности (СП I) выгодного для предприятия продукта. Доходность программы производства (СП I всего предприятия) определяют в качестве цели, которую нужно достичь.
При формировании оптимальной программы выпуска и сбыта продукции важны два критерия. Получение прибыли (или по крайней мере покрытие всех затрат предприятия) и по возможности быстрая оборачиваемость вложенных средств, чтобы оставаться платежеспособным и обеспечивать финансирование текущей деятельности.
Смысл моделирования сводится к поиску решений об изменении объемов выпуска и цены продукта, возможностей снижения цен и тарифов на электроэнергию или принятию во внимание роста цен на сырье и тарифов на энергоресурсы. В совокупности такие решения должны привести к увеличению доходности отдельных продуктов. Цены при этом прямо не связываются с издержками производства.
Совместное обсуждение результатов моделирования поможет сформировать политику сбыта: выявлять допустимые пределы загрузки мощностей, чтобы приспосабливаться к конъюнктурным и сезонным колебаниям спроса и находить дополнительные возможности их реализации на рынках. А проигрывание различных вариантов на практике поможет научиться анализировать и принимать решения в сложных ситуациях (третий этап).
Пример моделирования фрагмента производственной программы для покрытия затрат предприятия дан в табл. 2 (табл.1 см. «ЭЖ»№ 47).
Приведенные расчеты по продуктам должны быть результатом совместного обсуждения реальной ситуации специалистами отдела сбыта и маркетинга, экономистами и финансистами. Например, на производственном совещании руководители подразделений на основе данных комплексного анализа, ожидаемых изменений экономических параметров и опыта работы могут представлять различные оценки возможного объема производства и соответствующих элементов затрат (пессимистическую, наиболее вероятную и оптимистическую).
Такие оценки (данные), введенные в компьютер, позволяют получить на «выходе» разные сценарии: «что будет, если ...», то есть различные варианты необходимой для предприятия величины СП I (четвертый этап).
- Для первого продукта оказалось возможным увеличить объем производства и сбыта на 12%, а цену — на 3%. Но это требует определенных усилий со стороны службы сбыта и маркетинга. При условии, что затраты на сырье и материалы вырастут на 2%, а цены на энергоресурсы и оплату труда увеличатся на 1 и на 2%, доход от данного продукта может вырасти на 19% (СП I достигает 1230,036 тыс. руб.).
 - Экономика производства продукта 2 в принципе неэффективна в силу большого удельного веса переменных затрат (до 95% в выручке от продаж!). Но при росте объемов его производства и реализации на 3% и повышении цены данного продукта на 5% при одновременном росте ценна сырье и материалы на 2,5% и таком же, как и для первого продукта росте ценна энергоресурсы и оплату труда, его доходность может вырасти на 62% и составить 561,36 тыс. руб.
 
Такое решение возможно только в краткосрочном периоде. В долгосрочном — этот продукт нужно убирать из программы производства.
- Доходность продукта 3можно увеличить с 2602тыс. руб. до 2826 тыс. руб., или на 25% (см. табл. 2).Такие расчеты проводятся для каждого продукта производственной программы до тех пор, пока доходность (СП I) всей программы производства не покроет все накладные расходы и позволит выйти на безубыточную работу предприятия.
 
Полученную, хоть и небольшую, прибыль называют «управленческой прибылью», поскольку она — результат определенных усилий руководителей разных уровней управления при реализации конкретных мероприятий по формированию ассортимента продукции и управлению затратами по продвижению продукта к покупателю.
Дифференцированный подход к моделированию доходности отдельных видов продукции (их групп) ориентирует на целенаправленное изучение рынков сбыта каждого вида продукции как главной задачи отдела сбыта и маркетинга.
Кроме того, он помогает лучше понять необходимость принятия согласованных решений в производстве и снабжении. Ведь сырье и материалы покупают для того, чтобы использовать их для производства запланированной программы выпуска.
Приведенные многовариантные расчеты позволяют сделать вывод о том, что стратегия продаж и доход предприятия зависят не только от цены, но и от правильного сочетания и координирования всех возможных факторов.
Если в результате моделирования доходности программы производства и сбыта окажется невозможным покрыть все затраты, нужно начинать работу с общепроизводственными и общехозяйственными расходами. Для этого цеховые расходы необходимо разложить на составляющие (заработная плата, амортизация, материалы, энергозатраты и прочее) и попытаться для каждой из них определить направления оптимизации.
Такую работу важно увязать с системой мотивации и стимулирования руководителей подразделений, соответствующей тому уровню дохода, за который они должны отвечать. Для начальников цехов, например, целевым доходом может стать величина СП II. На этой основе можно формировать бюджеты доходов и затрат цехов и служб предприятия и следить за их исполнением.
Сформированную в процессе моделирования оптимальную программу производства нужно расписать по рынкам сбыта и представить в виде табл. 3 (пятый этап). Содержание таблицы — результат совместной работы службы сбыта и производства. Понятно, на какие рынки работает производство, а сбыт становится гарантированным.
Такой план при контроле его выполнения и анализе отклонений станет жизненно важным инструментом оптимизации и управления программой производства.
Опыт работы со многими предприятиями показывает, что только около 20—30% ассортимента выпускаемой продукции предприятий приносит примерно 80—90% доходов, а 20% остаются невостребованны покупателем. Использование предлагаемого подхода в ежедневной практике позволит вам на примере своего предприятия убедиться в том, что лучше производить меньший ассортимент, но в больших объемах выпускать доходную продукцию и работать на обороте. И конечно же выходить на рынок с эффективными и новыми продуктами.
Табл. 3 Производственная программа на декабрь 2005 г. (тыс. шт.)
|  
         Наименование продукции  |   
         Остатки на начало  |   
         Бизнес- план  |   
         Макс. мощность  |   
         Первоначальн. план  |   
         В том числе по рынкам 
  |   
         Скоррект. план  |   
         Остатки на конец  |   
         Факт  |  |||
|  
         РБ  |   
         СНГ  |   
         Экспорт  |   
         Итого  |  ||||||||
|  
         Продукт А-К  |   
         1063  |   
         2344  |   
         
  |   
         1896  |   
         1500  |   
         396  |   
         
  |   
         1896  |   
         
  |   
         1145  |   
         
  |  
|  
         Продукт Л-С  |   
         158  |   
         353  |   
         
  |   
         510  |   
         310  |   
         200  |   
         
  |   
         510  |   
         
  |   
         171  |   
         
  |  
|  
         Продукт Т-Я  |   
         245  |   
         490  |   
         
  |   
         510  |   
         60  |   
         450  |   
         
  |   
         510  |   
         
  |   
         55  |   
         
  |  
Табл. 2 Моделирование доходов и затрат
|  
         Наименование продукции:  |   
         Продукт 1  |   
         Продукт 2  |   
         Продукт 3  |  |||
|  
         Объем выпуска (шт.)  |   
         300  |   
         550  |   
         850  |  |||
|  
         Отпускная цена ед. продукции (руб.)  |   
         12.219  |   
         13 200  |   
         7486,96  |  |||
|  
         Прямые материальные затраты на единицу продукции  |  ||||||
|  
         Сырье и материалы  |   
         7162 59%  |   
         10 748,44 81%  |   
         4101,07 55%  |  |||
|  
         ТЗР  |   
         129 1%  |   
         193,47 1%  |   
         74 1%  |  |||
|  
         Топливо и энергия  |   
         653 5%  |   
         962,66 7%  |   
         398 5%  |  |||
|  
         Заработная плата  |   
         599 5%  |   
         486,09 4%  |   
         229 3%  |  |||
|  
         Отчисления на з/п  |   
         220 2%  |   
         179 1%  |   
         84 1%  |  |||
|  
         Итого прямые материальные затраты  |   
         8763 72%  |   
         12 570 95%  |   
         4886 65%  |  |||
|  
         Сумма покрытия I (доходн. продукция)  |   
         3456  |   
         630  |   
         2601  |  |||
|  
         Изменения:  |   
         Продукт 1  |   
         Продукт 2  |   
         Продукт 3  |  |||
|  
         Объема выпуска(%)  |   
         12  |   
         3  |   
         15  |  |||
|  
         Цены продукта (%)  |   
         3  |   
         5  |   
         4  |  |||
|  
         Цен на сырье и материалы  |   
         2  |   
         2,5  |   
         1,5  |  |||
|  
         Цен на топливо и энергию  |   
         1  |   
         1  |   
         1  |  |||
|  
         Заработной платы  |   
         2  |   
         2  |   
         2  |  |||
|  
         Доходы и затраты  |   
         Продукт 1  |   
         Продукт 2  |   
         Продукт 3  |  |||
|  
         План  |   
         Модель  |   
         План  |   
         Модель  |   
         План  |   
         Модель  |  |
|  
         Объем выпуска (шт.)  |   
         300  |   
         336  |   
         550  |   
         567  |   
         850  |   
         978  |  
|  
         Отпускная цена ед. продукции (руб.)  |   
         12 219  |   
         12 586  |   
         13 200  |   
         13 860  |   
         7487  |   
         7786  |  
|  
         Товарный выпуск (оборот) (руб.)  |   
         3 665 700  |   
         4 228 752  |   
         7 260 000  |   
         7 851 690  |   
         6 363 916  |   
         7 611 244  |  
|  
         Сырье и материалы  |   
         2 148 600  |   
         2 454 561  |   
         5 911 642  |   
         6 246 725  |   
         3 485 910  |   
         4 071 009  |  
|  
         ТЗР  |   
         38 675  |   
         43 344  |   
         106 410  |   
         109 697  |   
         62 746  |   
         72 372  |  
|  
         Топливо и энергия  |   
         195 900  |   
         221 602  |   
         529 463  |   
         551 287  |   
         337 952  |   
         393 136  |  
|  
         Заработная плата  |   
         179 700  |   
         205 289  |   
         267 350  |   
         281 125  |   
         194 242  |   
         228 441  |  
|  
         Отчисления на з/п  |   
         66 130  |   
         73 920  |   
         98 385  |   
         101 493  |   
         71 481  |   
         82 152  |  
|  
         Итого прямых затрат  |   
         2 629 005  |   
         2 998 716  |   
         6 913 250  |   
         7 290 327  |   
         4 152 331  |   
         4 847 110  |  
|  
         Сумма покрытия I  |   
         1 036 695  |   
         1 230 036  |   
         346 750  |   
         561 363  |   
         2 211 585  |   
         2 764 134  |  
|  
         СП I единицы продукции  |   
         3456  |   
         3661  |   
         630  |   
         990  |   
         2602  |   
         2826  |  
|  
         Оценка эффективности решений  |  ||||||
|  
         Сумма покрытия I (% к обороту)  |   
         28,3  |   
         291  |   
         4,8  |   
         7,1  |   
         34,8  |   
         36,3  |  
|  
         Фактор эффективности сырья и материалов  |   
         0,47  |   
         0,49  |   
         0,06  |   
         0,09  |   
         0,62  |   
         0,67  |  
|  
         Эффективность переменных затрат  |   
         0,39  |   
         0,41  |   
         0,05  |   
         0,08  |   
         0,53  |   
         0,57  |  
|  
         Доходность продукта (руб.)  |   
         1 036 695  |   
         1 230 036  |   
         346 750  |   
         561 363  |   
         2 211 585  |   
         2 764 134  |  
|  
         Прирост доходности продукта  |   
         19%  |   
         62%  |   
         25%  |  |||
