В марте текущего года эксперты зафиксировали резкое сокращение темпов роста российского автомобильного рынка. Такую динамику участники рынка объяснили завершением программы утилизации, эффектом высокой базы марта прошлого года и обновлением модельного ряда у крупнейших производителей. В апреле, по прогнозам аналитиков, развитие отечественной индустрии машин продолжит торможение. Одна из причин — 1 апреля вступили в силу введенные Росавтодором сезонные ограничения движения на федеральных автодорогах.
По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), как ранее мы сообщали («ЭЖ», 2012, № 14), за I квартал текущего года продажи автомобилей в РФ выросли на 19%, но в первый весенний месяц темпы роста российского автомобильного рынка резко замедлились. В марте российский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей вырос на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., в то время как в феврале рынок увеличился на 25%, а по итогам 2011 г. — на 39%. Причем некоторые иномарки в марте продемонстрировали резкое падение. Пятый месяц подряд продолжается падение продаж АвтоВАЗа, вызванное завершением программы утилизации. Кроме того, нисходящий тренд участники рынка объясняют обновлением модельного ряда реализуемых в РФ авто.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас подчеркнул, что уже в апреле комитет может пересмотреть свой прогноз по развитию российского авторынка в текущем году. Пока, по прогнозу ассоциации, годовой объем автомобильной индустрии страны составит 2,8 млн.
По предварительным данным промышленно-торгового ведомства, в целом автомобильный рынок России в I квартале 2012 г. вырос на 22%. Как пояснил на совещании по развитию российского автопрома в условиях присоединения к ВТО и.о. главы Минпромторга России Денис Мантуров, наибольший рост продаж показали иномарки российской сборки, а традиционные российские марки продемонстрировали некоторый спад.
В Минпромторге считают, что продажи машин (в том числе грузовых) в РФ в 2012 г. могут достигнуть 3 млн шт. Впрочем, чиновники тоже сомневаются в своей оценке. Выступая в конце марта на 15-й конференции «Российский автомобильный форум», заместитель министра промышленности и торговли России Алексей Рахманов сообщил, что через несколько месяцев ведомство может пересмотреть прогноз из-за того, что в начале года значительный рост показали марки компаний, которые продавали автомобили по различным промоакциям.
Автомобили не доедут до покупателей
Участники рынка опасаются, что в апреле поставки новых автомобилей в дилерские центры могут приостановиться. Дело в том, что с 1 апреля вступили в силу введенные Федеральным дорожным агентством (Росавтодором) ограничения движения по некоторым участкам федеральных и региональных трасс. Период ввода весенних лимитов продлится по 27 июня, причем в каждом из субъектов страны ограничения будут введены не более чем на один календарный месяц, а последовательность ввода определена исходя из географических и климатических особенностей регионов. Исключение — Краснодарский край, где в силу небольшого количества зимних осадков не ожидается сильных паводков.
Как написала в письме на имя вице-премьера Игоря Шувалова Ассоциация европейского бизнеса, с учетом компенсации, которую вынуждены платить компании, нарушавшие рамки Росавтодора, перевозки во многих случаях становятся экономически невыгодными. Подобное обращение И. Шувалов также получил от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Участники рынка попросили правительство снизить максимальный уровень допустимой нагрузки, сократить размер компенсации или хотя бы разрешить перевозку в ночное время суток. Росавтодор пообещал ежегодно сокращать ограничения, пояснив, что введение рамок обусловлено современным состоянием российских дорог и учитывают международную практику.
При этом в ходе пресс-конференции 6 апреля в РБК руководитель дорожного ведомства Игорь Астахов выразил свое недоумение тем, что данная дискуссия получила такую широкую огласку в текущем году. Подобные ограничения в весенний период систематически вводятся с 1961 г. Это обусловлено тем, что при обильном таянии снега влага чрезмерно насыщает материалы дорожной одежды, которая под воздействием нагрузок от транспорта разрушается намного быстрее, чем в штатном режиме. «К сожалению, в настоящее время не представляется возможным устройство гидроизоляционной и дренажной систем на всей сети автомобильных дорог, так как это приведет к неоправданному удорожанию строительства и содержания трасс. Специалистами было подсчитано, что в случае отмены ввода ограничений по проезду в весенний период ущерб дорожному покрытию возрастет в пять раз», — аргументируют в Росавтодоре.
Вместе с тем И. Астахов сообщил, что существуют альтернативы тому, чтобы не осуществлять перевозки с превышением установленных в весенний период нагрузок. В частности, по его словам, можно применить более легкий транспорт. Другой вариант — обратиться к железнодорожным перевозкам. Производители машин замену автомобильной перевозки железнодорожной полноценной не считают из-за недостатка вагонов и роста тарифов. Кроме того, в отличие от железной дороги автотранспорт доставляет груз от порога до порога. Таким образом, перевозка становится дороже, а ее сроки увеличиваются.
к сведению
Продажи подержанных машин растут
Вместе с рынком новых автомобилей в России растет и объем реализации подержанных машин. Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на вторичном рынке в феврале 2012 г. продано 357 100 авто, что на 20% больше, чем в феврале прошлого года, когда новых владельцев обрели 297 000 машин.
На долю лидера среди марок вторичного рынка LADA пришлось почти 34% продаж. Лидер модельного рейтинга — вазовская «семерка» LADA 2107 (13 900 шт.) лишь немного опережает «деcятку» LADA 110 (13 800 шт.).
Среди иномарок еще долго никто не догонит Toyota (45 800 шт.), на долю которой приходится 13% рынка секонд-хенда. Третью строчку в общем зачете и вторую среди иномарок занимает Nissan (18 200 шт.). В топ-10 вторичного авторынка также попали Ford, Chevrolet, Mitsubishi, Honda, Hyundai, Volkswagen и Opel.
Аналитики отмечают, что в феврале 2012 г. более чем в два раза выросли продажи подержанных «Приор» — с 2000 в феврале 2011 г. до 4200 шт. в этом году. Можно предположить, что часть владельцев LADA 2170 решила пересесть на новую вазовскую модель LADA Granta.
В модельном ряду подержанных иномарок лидер прежний — Toyota Corolla. На втором месте среди российского секонд-хенда по-прежнему Ford Focus. Третью строчку продолжает удерживать немецкий «народный автомобиль» Volkswagen Passat. В топ-10 подержанных иномарок, как и в январе, попали Daewoo Nexia, еще две Toyota — Land Cruiser и Camry, Mitsubishi Lancer, Hyundai Accent, Chevrolet Niva и Renault Logan.