По данным Центрального банка РФ, оценившего платежный баланс страны в I квартале 2012 г., текущий профицит вырос до рекордных 42 млрд долл. К сожалению, почти весь этот профицит из страны вывезен — за тот же квартал отток капитала составил 35 млрд долл., более всего старались банки и население.
Ничего плохого про платежный баланс сказать нельзя — он очевидно устойчив: цены на нефть и другое сырье высоки, импорт сокращается по сезонным причинам. Но рекордный текущий профицит не должен вводить в заблуждение. Зависимость экономики от продажи сырья, и в первую очередь нефти, продолжает расти, инвестиционная же привлекательность по меньшей мере не растет, и деньги Россию покидают.
Центр развития Высшей школы экономики провел анализ платежного баланса и выявил некоторые любопытные тенденции.
1. Нетопливный экспорт растет — при сохраняющейся зависимости от экспорта углеводородов.
В IV квартале прошлого года российский экспорт превзошел рекорды докризисной поры. Но в I квартале нынешнего года рост экспорта приостановился: всего 134,7 млрд долл. против 141,8 млрд в IV квартале. Экспорт топлива составил почти 91 млрд долл., удельный его вес достиг 67,5% — это только немногим меньше, чем абсолютный рекорд, достигнутый в I квартале 2011 г. Стоимость экспорта нетопливных товаров в I квартале снизилась до 44 млрд долл. — по сравнению с рекордным уровнем в 50 млрд в IV квартале.
Но после устранения сезонности тенденция к росту нетопливного экспорта сохраняется. С II квартала 2009 г. ежеквартальный прирост нетопливного экспорта колеблется от 0,5% до 10%, в начале текущего года показатель близок к наивысшим — на 8%. Министерство экономического развития считает эту тенденцию долгосрочной, прогноз его состоит в том, что стоимость экспорта нетопливных товаров может вырасти в 2,5 раза к 2020 г.
Но даже в этом случае говорить о формировании новой, диверсифицированной российской экономики было бы неоправданным оптимизмом. К сожалению, это повторение пройденного. Если предположить, что стоимость экспорта углеводородов не изменится к концу десятилетия, на долю остальных товаров будет приходиться 57% всего экспорта, то есть примерно на уровне пропорций 1996—1999 гг. Тех самых «лихих девяностых».
2. Рост импорта возобновился после паузы в второй половине прошлого года.
Стоимость импорта в I квартале составила 73 млрд долл., увеличившись на 8% по сравнению с IV кварталом 2011 г. (после устранения сезонного фактора). Можно предположить, что импортный бум, который так беспокоит государственников, снова возникнет — если только продолжатся, во-первых, укрепление рубля, а во-вторых, рост потребительского кредитования.
3. Сильно ускорился рост дефицита неторговых операций.
Совокупное отрицательное сальдо услуг, доходов и текущих трансфертов в I квартале составило 19 млрд долл. Если раньше одной из основных причин роста неторгового дефицита были выплаты инвестиционных доходов нерезидентам и главным образом участвующим в капитале российских компаний, то нынешний резкий рост вызван возросшим дефицитом услуг за счет опережающего роста их импорта. В целом за I квартал положительное сальдо счета текущих операций превысило 42 млрд долл.: рост на 37% к прошлому году и в полтора раза — к IV кварталу прошлого года. В то же время с учетом сезонного сглаживания импорта, нетопливного экспорта и сальдо неторговых операций профицит счета текущих операций в начале нынешнего года снизился по сравнению с IV кварталом 2011 г.
4. Частный сектор не видит для себя России.
Совокупные вложения предприятий, банков и населения в зарубежные активы в I квартале 2012 г. составили 42 млрд долл. Более интенсивный отток капитала в конце прошлого года (56 млрд долл.) был связан с аномально высокими прямыми инвестициями российских компаний за рубеж и торговыми кредитами нерезидентам. Пока нет и оснований ожидать изменения тенденции к росту вложений в зарубежные активы, наблюдаемой с конца 2009 г.
5. Иностранных инвестиций по-прежнему крайне мало, в основном за счет роста внешнего долга.
В I квартале 2012 г. частный сектор привлек в страну лишь 6 млрд долл., что в разы уступает объему привлечения капитала в предыдущем квартале и годом ранее. Причиной этого удручающего обстоятельства стало сокращение обязательств, причем не обязательно долговых, банковского сектора перед нерезидентами на общую сумму 7 млрд долл. Обычно такое происходит в условиях кризиса — внешнего или внутреннего. Предприятия в отличие от банков привлекали иностранные инвестиции: прирост составил 14 млрд долл. Плохо и то, что основу притока капитала составляют по-прежнему заимствования, даже рост прямых инвестиций из-за рубежа формируется в основном за счет кредитов прямых инвесторов.
Результат всего этого иначе как печальным не назовешь: второй квартал подряд чистый отток капитала не опускается ниже 35 млрд долл. Фактически с июля прошлого года весь приток валюты по текущим операциям уходит в отток капитала частного сектора за рубеж.
Можно предположить, что такая структура платежного баланса — при неизменной валютной политике Центробанка — сохранится минимум на ближайшие пару кварталов.