Налоговые отношения
Федеральный закон от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Кроме собственно Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" изменения претерпел, в частности, Налоговый кодекс РФ.
Внесенные в Налоговый кодекс РФ изменения сводятся к следующему:
1) п. 3 ст. 39 - перечень операций, не признаваемых реализацией товаров (работ, услуг), дополнен операцией передачи имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) ст. 174.1 - установленный этой статьей порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС теперь распространяется и на осуществление операций в соответствии с концессионным соглашением на территории Российской Федерации;
3) ст. 251 - доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации, включены в перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на прибыль;
4) ст. 257 - эта статья дополнена абзацем, устанавливающим порядок определения первоначальной стоимости имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения: она определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ;
5) ст. 264 - плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата), включена в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией;
6) ст. 374 - уточнено, что учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств имущество, полученное по концессионному соглашению, признается объектом обложения налогом на имущество;
7) ст. 378.1 - это новая статья гл. 30 "Налог на имущество организаций", определяющая особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений. Согласно статье имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.
Постановление Правительства РФ от 28.06.2008 N 485 "О Перечне международных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов"
В соответствии с п. 6 ст. 217 и пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ утвержден Перечень международных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов.
Перечень состоит из 12 позиций. В него вошли:
1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.
3. Комиссия европейских сообществ.
4. Совет государств Балтийского моря.
5. Совет министров Северных стран.
6. Международное агентство по атомной энергии.
7. Организация Черноморского экономического сотрудничества.
8. Программа ООН по окружающей среде.
9. Программа развития ООН.
10. Детский фонд ООН.
11. Фонд "Евримаж" при Совете Европы.
12. Объединенный институт ядерных исследований.
Постановление за исключением отдельных положений вступает в силу с 1 января 2009 г.
С этого момента будут признаны утратившими силу аналогичные Перечни, утвержденные Постановлениями Правительства РФ от 05.03.2001 N 165 (79 позиций) и от 24.12.2002 N 923 (101 позиция).
Письмо Минфина России от 02.07.2008 N 03-07-09/20
В Письме разъяснен порядок выставления счетов-фактур при оказании услуг по перевозке грузов внутренним водным транспортом.
Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации услуг соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуг. Поэтому при оказании услуг по перевозке грузов внутренним водным транспортом счета-фактуры следует выставлять не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуг, в объеме, определенном в договоре. При этом выставление счетов-фактур до момента оказания услуг Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
Письмо Минфина России от 01.07.2008 N 03-03-06/1/379
Для целей налогообложения по правилам ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество (включая результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности) стоимостью более 20 000 руб.
Между тем в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 руб.
Учитывая указанные нормы, Минфин разъяснил, что расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью более 10 000 руб. в составе прочих расходов не могут быть учтены и поэтому нематериальные активы в виде исключительных прав на программы для ЭВМ первоначальной стоимостью более 10 000 руб. подлежат амортизации в налоговом учете в порядке, установленном ст. ст. 256 - 259 НК РФ.
Письмо Минфина России от 01.07.2008 N 03-07-08/162
Минфин разъяснил порядок обложения НДС услуг по погрузке, разгрузке и хранению товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ по ставке НДС в размере 0% облагаются услуги по организации, сопровождению, погрузке и перегрузке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями. При этом для обоснования правомерности применения нулевой ставки в отношении таких услуг налогоплательщики представляют в налоговые органы документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе копии транспортных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
Поскольку услуги по погрузке, разгрузке и хранению товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, оказываются российской организацией после фактического ввоза указанных товаров на территорию РФ, ставка НДС в размере 0% в отношении таких услуг не применяется и на основании п. 3 ст. 164 НК РФ данные услуги облагаются налогом по ставке в размере 18%.
Письмо Минфина России от 27.06.2008 N 03-05-05-04/12
Минфин ответил на вопрос налогоплательщика о ставке транспортного налога в отношении транспортных средств "БелАЗ-7555В. Карьерный самосвал" и "БелАЗ-75131. Карьерный самосвал" при условии, что данные транспортные средства зарегистрированы в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и имеют паспорта самоходных транспортных средств.
В Письме разъясняется, что в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка, установленная для категории "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
Письмо Минфина России от 24.06.2008 N 03-03-06/1/365
В Письме Минфин ответил на вопрос налогоплательщика о порядке учета для целей налогообложения прибыли суммы премии, выплаченной поставщиком покупателю за своевременную оплату товара.
Согласно пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
Таким образом, если условиями договора, заключенного между продавцом и покупателем, предусмотрена выплата премии покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора без изменения цены товара, то указанные затраты могут быть учтены в целях налогообложения прибыли организации в составе внереализационных расходов на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Письмо Минфина России от 24.06.2008 N 03-04-07-01/102
В Письме сообщается, что расходы на приобретение не оконченного (не завершенного) строительством жилого дома могут учитываться в составе имущественного налогового вычета и в тех случаях, когда они были понесены до 1 января 2005 г.
Дело в том, что согласно Федеральному закону от 20.08.2004 N 112-ФЗ, положения которого вступили в силу с 1 января 2005 г., пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, предусматривающий право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, был дополнен, в частности, перечнем расходов, которые могут включаться в расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома.
То есть данная норма Закона конкретизировала виды расходов, относящихся к расходам на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, а не ввела дополнительно какие-либо новые виды расходов, ранее не включавшиеся в общую сумму данного имущественного налогового вычета.
Письмо Минфина России от 25.06.2008 N 03-07-11/236
В Письме разъяснен порядок заполнения граф 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" счета-фактуры при реализации товаров, изготовленных из деталей, страной происхождения которых Россия не является.
Эти графы заполняются при реализации товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация (п. 5 ст. 169 НК РФ).
Согласно ст. 30 Таможенного кодекса РФ страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Таможенным кодексом РФ, или в порядке, определенном Таможенным кодексом.
При этом согласно п. 2 ст. 32 этого Кодекса товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
Таким образом, при реализации товаров, изготовленных из деталей, страной происхождения которых Российская Федерация не является, в счете-фактуре при заполнении граф 10 и 11 следует проставить прочерки.
Письмо Минфина России от 24.06.2008 N 03-07-07/69
Работы по разработке программного обеспечения, выполняемые по договору подряда, согласно Письму подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
От обложения НДС в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождены передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Освобождение от налогообложения работ по разработке программного обеспечения, выполняемых по договору подряда, указанной нормой Налогового кодекса РФ не предусмотрено.
Письмо ФНС России от 24.06.2008 N ШС-6-3/448@
Письмом направлено для сведения Письмо Минфина России от 05.06.2008 N 03-07-15/91 о дате вступления в силу Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007, ратифицированного Федеральным законом от 01.04.2008 N 34-ФЗ, и его применении.
В Письме Минфина отмечается, что в ст. 7 названного Протокола предусмотрено, что Протокол вступает в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Протокола в силу, и применяется в отношении работ (услуг), выполненных (оказанных) после вступления Протокола в силу.
По информации МИД России (Письмо от 04.05.2008 N 3690/2дснг) выполнение Российской и Белорусской сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Протокола в силу, завершено 29 апреля 2008 г.
Таким образом, Протокол вступил в силу с 1 мая 2008 г. и, соответственно, применяется в отношении работ (услуг), выполненных (оказанных) после указанной даты.
Письмо ФНС России от 24.06.2008 N ШС-6-3/450@ "О порядке ведения с 1 января 2008 года раздельного учета НДС"
В Письме разъяснен порядок ведения раздельного учета сумм НДС, предъявленных налогоплательщику по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам, приобретаемым после 1 января 2008 г. налогоплательщиками, осуществляющими операции, как облагаемые этим налогом, так и освобождаемые от налогообложения.
Сообщается, что поскольку с 1 января 2008 г. на основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал, то определение пропорции для расчета сумм НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ) следует производить по данным текущего налогового периода. Соответственно, распределение сумм НДС, предъявленных налогоплательщикам начиная с 1 января 2008 г. по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций, также производится по данным текущего налогового периода.
Письмо согласовано с Минфином России (Письмо Минфина России от 03.06.2008 N 03-07-15/90).
Государственное регулирование
Указание ЦБ РФ от 11 июля 2008 г.
Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщил, что 11 июля 2008 г. Совет директоров Банка России принял решение о повышении уровня ставки рефинансирования Банка России и процентных ставок по операциям, проводимым Банком России.
С 14 июля 2008 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 11,0% годовых.
Федеральный закон от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Законом N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 г. установлен в сумме 4330 руб. в месяц.
Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 481 "Об утверждении Правил осуществления таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации отдельных действий по транспортному контролю"
Постановление вступает в силу с 1 октября 2008 г.
Согласно утвержденным Правилам при передвижении к месту контроля прибывшего в пункт пропуска грузового транспортного средства таможенные органы производят взвешивание и замер габаритов грузового транспортного средства, считывание государственных регистрационных номеров и проверку весовых параметров и габаритов грузового транспортного средства, отличительных знаков государства, на территории которого зарегистрировано грузовое транспортное средство, и документов по установленному перечню.
На основании результатов, полученных в ходе осуществления отдельных действий по транспортному контролю, грузовое транспортное средство допускается должностным лицом таможенного органа для дальнейшего движения по территории РФ либо в случаях, определенных в Приложении к Правилам, направляется в место, где федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта, проводятся дальнейшие действия по транспортному контролю.
Приказ Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 N 248н "Об утверждении Профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих"
(Зарегистрирован в Минюсте России 23.06.2008 N 11861)
В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ утверждены Профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих.
Напомним, что ст. 144 ТК РФ регулирует порядок установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Согласно указанной статье профессиональные квалификационные группы - это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Приказ ФСФР от 03.06.2008 N 08-23/пз-н "Об утверждении Требований к правилам организации и осуществления внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде"
(Зарегистрирован в Минюсте России 01.07.2008 N 11919)
Согласно документу под внутренним контролем понимается деятельность по обеспечению соблюдения фондом требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, осуществляемая контролером или руководителем и сотрудниками службы внутреннего контроля.
Организация внутреннего контроля в фонде должна определяться соответствующими правилами, которые разрабатываются фондом в соответствии с утвержденными Требованиями с учетом организационной структуры фонда и осуществляемых им видов деятельности.
Правила внутреннего контроля, а также изменения и дополнения к ним утверждаются советом фонда и регистрируются в порядке, установленном Федеральной службой по финансовым рынкам.
Приказ Минздравсоцразвития России от 26.06.2008 N 297 "О признании утратившими силу некоторых типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты"
Приказом признаны утратившими силу:
- Приложение N 2 "Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам действующих и строящихся шахт, разрезов и предприятий угольной и сланцевой промышленности" к Постановлению Минтруда России от 08.12.1997 N 61 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты";
- Приложение N 3 "Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах" к Постановлению Минтруда России от 25.12.1997 N 66 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты";
- Приложение N 12 "Изменения и дополнения в Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, утвержденные Постановлением Минтруда России от 25 декабря 1997 г. N 66" к Постановлению Минтруда России от 17.12.2001 N 85 "О внесении Изменений и дополнений в Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты";
- Приложение N 2 "Изменение в Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, утвержденные Постановлением Минтруда России от 25 декабря 1997 г. N 66, с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2001 г. N 85" к Постановлению Минтруда России от 02.03.2004 N 25 "О внесении изменений и дополнений в Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты".
Письмо Минфина России от 23.06.2008 N 03-01-15/8-239
Минфин разъяснил, что в связи со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения, утвержденного этим Постановлением. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.
Федеральные органы исполнительной власти утверждают формы бланков строгой отчетности только в том случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они наделены соответствующими полномочиями (п. 5 Положения).