В настоящее время организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие платные услуги населению за наличный расчет, могут использовать бланки строгой отчетности, утвержденные ранее Минфином России. Это право предоставлено им Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171. Поскольку конкретные случаи использования бланков вместо ККТ в законодательном порядке не определены, на практике часто возникают вопросы, связанные с их применением в тех или иных ситуациях.
Закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) позволяет при оказании услуг населению вместо использования контрольно-кассовых машин применять бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 вышеупомянутого Закона).
Порядок применения таких бланков определен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее — Положение). Согласно этому документу формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг (п. 3 Положения).
Минфин России в Письме от 21.06.2005 № 03-01-10/5-289 разъяснил, что под организациями, объединяющими субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг, понимаются ассоциации или союзы, являющиеся некоммерческими организациями и объединяющие коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
В случае если деятельность объединения отвечает таким требованиям, оно может обратиться в Минфин с просьбой об утверждении форм бланков строгой отчетности.
До утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Постановлением № 171 (но не позднее 1 января 2007 г.) организации и индивидуальные предприниматели могут применять формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями (п. 2 Постановления № 171).
Если в отношении каких-либо видов услуг населению бланки строгой отчетности не утверждались, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие такие услуги, должны использовать при расчетах с населением контрольно-кассовую технику (п. 24 Положения). Соответственно утвержденные Минфином формы бланков могут применяться только при оказании тех видов услуг, в отношении которых они были утверждены.
Обратите внимание!
Бланки строгой отчетности должны изготавливаться типографским способом. Только в этом случае их можно считать соответствующими требованиям, установленным п. 7 Постановления № 171 (Письмо Минфина России от 27.09.2005 № 03-01-20/5-193).
Рассмотрим порядок применения бланков строгой отчетности для оформления отдельных видов платных услуг.
Услуги маршрутных такси
Давний спор между налогоплательщиками и налоговиками по поводу применения бланков строгой отчетности при оказании услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси разрешился в пользу налогоплательщиков с выходом Постановления Президиума ВАС России от 11.10.2005 №8206/05.
Напомним суть проблемы.
До введения в действие Закона № 54-ФЗ организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров маршрутными такси, не имели возможности использовать бланки строгой отчетности. Такие организации были исключены из числа тех, кто мог осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовых машин при выдаче бланков строгой отчетности (см. перечень организаций, которые могут осуществлять денежные расчеты без применения ККТ, утвержденный Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30.07.93 № 745).
Закон № 54-ФЗ, определяя порядок применения бланков строгой отчетности, исключения для перевозчиков маршрутными такси не делает. Между тем Минфин России в Письме от 13.10.2004 № 07-05-24/22 высказался против применения ими бланков (контрольных билетов (рулонных), утвержденных Письмом Минфина России от 23.10.96 № 16-00-30-58. В обоснование своей позиции чиновники сослались на то, что такой вид деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, не упомянут в п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, определяющем виды деятельности, при которых организации в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
По нашему мнению, такая аргументация Минфина не бесспорна. Пунктом 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ действительно определены виды деятельности, при которых можно не применять ККТ. Но и выдавать бланки строгой отчетности при этих видах деятельности также не нужно.
Дело в том, что о возможности применения бланков строгой отчетности говорится не в п. 3, а в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. На этот факт обращено внимание в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.10.2005 № 8206/05.
В Постановлении отмечается, что выдаваемые пассажирам проездные билеты являются бланками строгой отчетности и организация в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ вправе использовать такие билеты при осуществлении расчетов за проезд.
Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники. При этом допустимость применения бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров исходя из положений Закона № 54-ФЗ не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет.
Таким образом, расчеты с населением при оказании им платных услуг по перевозке маршрутными такси могут осуществляться с применением бланков строгой отчетности (билетов).
Если отключили электричество
Закон № 54-ФЗ не предусматривает утверждение бланка строгой отчетности, предназначенного для использования в случаях отключения электроэнергии. Таков ответ Минфина России (Письмо от 13.07.2005 № 03-01-20/3-129) на вопрос о возможности применения формы чека, утвержденного Письмом Минфина России от 12.03.99 № 16-00-24-32 в качестве бланка строгой отчетности, действующего в указанных случаях.
Однако обращаем внимание, что Письмо Минфина России от 12.03.99 № 16-00-24-32 по настоящее время официально не отменено. А на основании п. 2 Постановления Правительства РФ № 171 все утвержденные ранее формы бланков строгой отчетности подлежат применению до принятия новых бланков, но не позднее 1 января 2007 г.
Поэтому есть все основания утверждать, что указанный чек может применяться при расчетах с покупателями в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации. Такого мнения придерживается в настоящее время и ФНС России (Письмо ФНС России от 19.10.2005 № 06-9-08/30). Хотя раньше налоговики применять эту квитанцию запрещали (Письмо ФНС России от 19.04.2005 № 22-3-11/611®).
Билет на дискотеку
Может ли организация, осуществляющая зрелищно-развлекательную деятельность, в частности организующая дискотеки, применять при оказании таких платных услуг бланки строгой отчетности? Минфин России в Письме от 20.10.2005 № 03-01-20/5-201 отвечает на этот вопрос отрицательно. В Письме отмечается, что для организации и проведения дискотек бланк строгой отчетности не утверждался, поэтому при оказании таких
платных услуг следует применять контрольно-кассовую технику.
Минфин фактически признал непригодным для целей проведения дискотек бланк строгой отчетности «Билет» (код формы по ОКУД 0793001), утвержденный Приказом Минфина России от 25.02.2000 № 20н.
Оказание бытовых услуг
Перечень услуг населению, признаваемых бытовыми услугами, установлен Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163). Для таких услуг формы бланков строгой отчетности утверждены письмами Минфина России от 20.04.95 № 16-00-30-33 и от 11.04.97 № 16-00-27-15.
Порядок применения и заполнения форм бланков строгой отчетности по всем видам бытовых услуг в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) описан в Письме Госналогслужбы России от 31.03.98 № ВК-6-16/210. В этом документе, в частности, приведена таблица соответствия бланков строгой отчетности конкретному виду услуг (с указанием кода ОКУН).
Так, например, при оказании услуг по ремонту обуви (код 011100) применяются бланки формы БО-2, БО-9 и БО-1К02), по ремонту бытовых машин (код 013200) — формы БО-1, БО-3, БО-9 и БО-11(02), по услугам прачечных (код ... 015400) —БО-12.
При приеме денег за оказанные услуги фотографии (код 018100) возможно использование бланков строгой отчетности формы БО-3, БО-9 и БО-11 (02) (см. также Письмо МНС России от 25.10.2004 №33-0-13/682).
Прокат легковых автомобилей
Услуги по прокату легковых автомобилей отнесены Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 к услугам в сфере бытового обслуживания населения (код 019408).
На основании этого ФНС России считает допустимым использовать для приема наличных денег от населения при оказании услуг по прокату легковых автомобилей формы бланков строгой отчетности БО-6, БО-3, БО-9 и БО-11(02), утвержденные Письмом Минфина России от 20.04.95 № 16-00-30-33 (с учетом разъяснений, доведенных Письмом Госналогслужбы России от 31.03.98 № ВК-6-16/210).
Об этом сообщается в Письме ФНС России от 14.09.2005 №22-3-11/1765.
Техобслуживание и ремонт автотранспорта
Для оформления услуг технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств применяется форма БО-14 «Наряд-заказ», утвержденная Письмом Минфина России от 11.04.97 № 16-00-27-15. Следует иметь в виду, что Минфин, не возражая против использования этой формы как бланка строй отчетности, требует между тем применения наряду с ней контрольно-кассовых машин (см. указанное Письмо Минфина).