Количество предприятий со сложной структурой постоянно растет. Это такие предприятия, которые с экономической точки зрения представляют собой единый хозяйственный комплекс, а с юридической — состоят из нескольких организаций — юридических лиц. Причем такая структура может быть дополнена индивидуальными предпринимателями — физическими лицами. Бухгалтерия сложного предприятия вынуждена вести регламентированный учет (бухгалтерский и налоговый) одновременно в каждой из этих организаций. В компьютеризированном учете часто одну и ту же информацию приходится вводить повторно —для отражения в учете разных организаций. Поэтому интерес представляют системы автоматизированного учета, которые позволяли бы исключить излишний объем учетной работы.
Создание таких сложных структур может быть обусловлено несколькими причинами, например потребностями рациональной организации бизнеса с делегированием ответственности на более низкий уровень управления, необходимостью получения различных прав и льгот. Однако чрезмерное количество юридических и физических лиц усложняет как текущую учетную работу, так и подготовку и сдачу регламентированной отчетности контролирующим государственным органам. Изящное решение указанной проблемы реализовала фирма «1С» в программах нового поколения системы «1С:Предприятие 8.0». Одна из них — «1С:Бухгалтерия 8.0».
Перечень юридических и физических лиц, входящих в состав холдинга, указывается пользователем в информационной базе программы. Причем в «1С:Бухгалтерии 8.0» предусмотрено, что в одних организациях может использоваться общая, а в других — упрощенная система налогообложения. Может различаться учетная политика бухгалтерского и налогового учета, а отдельные виды деятельности могут облагаться единым налогом на вмененный доход. В частном случае в составе предприятия как хозяйственного комплекса можно указать только одно юридическое лицо.
В текущей учетной работе используются единые справочники, а данные хозяйственной деятельности разделяются по организациям, когда это действительно необходимо. Такой подход существенно сокращает объем учетной работы, так как исключает повторный ввод информации.
Хозяйственные события привязываются к конкретной организации и регистрируются вводом документов в информационную базу от лица этой организации. При автоматизированном заполнении документов пользователю доступны общие для всех организаций списки товаров, складов, деловых партнеров, списки некоторых других учетных объектов.
Кроме того, в программе предусмотрен автоматический контроль за действиями пользователя. Так, если документ поступления товаров на склад предприятия был оформлен от лица одной организации, то оформить отгрузку этих товаров от лица другой организации уже не удастся: программа «увидит», что товары числятся за первой организацией. Но при необходимости пользователь может оформить отгрузку именно от лица второй организации, отключив программный контроль. Естественно, что после оформления отгрузки он будет должен задним числом зарегистрировать в информационной базе передачу товаров из первой организации во вторую.
Создание таких сложных структур может быть обусловлено несколькими причинами, например потребностями рациональной организации бизнеса с делегированием ответственности на более низкий уровень управления, необходимостью получения различных прав и льгот. Однако чрезмерное количество юридических и физических лиц усложняет как текущую учетную работу, так и подготовку и сдачу регламентированной отчетности контролирующим государственным органам. Изящное решение указанной проблемы реализовала фирма «1С» в программах нового поколения системы «1С:Предприятие 8.0». Одна из них — «1С:Бухгалтерия 8.0».
Перечень юридических и физических лиц, входящих в состав холдинга, указывается пользователем в информационной базе программы. Причем в «1С:Бухгалтерии 8.0» предусмотрено, что в одних организациях может использоваться общая, а в других — упрощенная система налогообложения. Может различаться учетная политика бухгалтерского и налогового учета, а отдельные виды деятельности могут облагаться единым налогом на вмененный доход. В частном случае в составе предприятия как хозяйственного комплекса можно указать только одно юридическое лицо.
В текущей учетной работе используются единые справочники, а данные хозяйственной деятельности разделяются по организациям, когда это действительно необходимо. Такой подход существенно сокращает объем учетной работы, так как исключает повторный ввод информации.
Хозяйственные события привязываются к конкретной организации и регистрируются вводом документов в информационную базу от лица этой организации. При автоматизированном заполнении документов пользователю доступны общие для всех организаций списки товаров, складов, деловых партнеров, списки некоторых других учетных объектов.
Кроме того, в программе предусмотрен автоматический контроль за действиями пользователя. Так, если документ поступления товаров на склад предприятия был оформлен от лица одной организации, то оформить отгрузку этих товаров от лица другой организации уже не удастся: программа «увидит», что товары числятся за первой организацией. Но при необходимости пользователь может оформить отгрузку именно от лица второй организации, отключив программный контроль. Естественно, что после оформления отгрузки он будет должен задним числом зарегистрировать в информационной базе передачу товаров из первой организации во вторую.
В программе «1С:Бухгалтерия 8.0» предусмотрено разграничение прав доступа, что может быть полезно при использовании сетевой версии программы с большим количеством пользователей. При этом пользователю может быть предоставлено право оформлять документы только от лица определенной организации.
Сведения о работниках предприятия хранятся в информационной базе с разделением на две группы. Отдельно хранятся сведения общего характера, не связанные с выполнением должностных обязанностей и не привязанные к какой-либо организации (паспортные данные, семейное положение и дети, права на льготы по налогообложению и т. д.), то есть сведения о работниках как о физических лицах. Сведения же о должности и подразделении, условиях оплаты труда хранятся с привязкой к конкретной организации. Раздельное хранение сведений не создает никаких неудобств, но минимизирует учетную работу, когда работника нужно повторно оформить на работу в другую организацию (по совместительству): информацию о нем как о физическом лице второй раз вводить не потребуется.
Обязательная (регламентированная) отчетность в программе «1С:Бухгалтерия 8.0» формируется раздельно по всем организациям, входящим в состав предприятия. Стандартные отчеты (оборотно-сальдовая ведомость и др.), которые используются для анализа хозяйственной деятельности, могут формироваться как для хозяйствующего субъекта в целом, так и раздельно по организациям. Благодаря такому подходу с помощью стандартных отчетов можно легко и быстро получить сведения об общих остатках товаров на складах предприятия и общей задолженности делового партнера (безотносительно к тому, за какими организациями они числятся), общую стоимость отгруженных товаров и сумму денежных поступлений за выбранный период времени, общий текущий остаток наличных и безналичных денежных средств на счетах всех организаций и т.д.
Концепция, согласно которой предприятие может рассматриваться по-разному с экономической и юридической точек зрения, изначально заложена в других программах системы «1С:Предприятие 8.0» («1С:Предприя-тие 8.0. Управление производственным предприятием», «1С:Предприятие 8.0. Управление торговлей», «1С:Зарплата и Управление персоналом 8.0»). Реализация данной концепции позволяет организовать эффективный управленческий и регламентированный учет в отечественных реалиях.