Несмотря на то что новый Таможенный кодекс РФ вступил в силу более года назад и его содержание получило отражение в многочисленных статьях, обзорах и комментариях, хотелось бы еще раз обратить внимание практикующих бухгалтеров на некоторые нововведения, непосредственно касающиеся порядка учета импортных товаров во всех организациях.
Обычно на изменения таможенного законодательства в первую очередь обращают внимание сотрудники организаций, занимающихся импортом и экспортом. Как правило, это руководители и менеджеры отделов логистики и закупок, юристы, то есть в большинстве своем люди, далекие от бухгалтерии. У бухгалтеров же, как правило, до анализа таможенных изменений просто не доходят руки. Изменения в налоговом законодательстве, сыплющиеся на бухгалтера как из рога изобилия, не оставляют бухгалтеру времени на «факультатив» в виде пристального анализа таможенного законодательства.
«Поздравляем» вас, господа бухгалтеры! Теперь, кроме бухгалтерского и налогового учета, предприятию предстоит вести еще и таможенный учет импортного товара. А поскольку этот вид учета, как и налоговый, базируется на бухгалтерском учете, вероятность того, что потребуется вносить изменения в бухгалтерский учет импортных товаров, довольно высока. Но обо всем по порядку.
Станет ли проще?
В новом Таможенном кодексе появилась ст. 68, носящая отвлекающее название «Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц». Забегая вперед, отметим, что не стоит расслабляться, полагая, что ваша организация не попадает в число этих «отдельных лиц», поскольку не является участником ВЭД, или не подавала заявления о применении упрощенных процедур таможенного оформления.
Как известно, Россия провозгласила курс на присоединение к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, названной по месту ее заключения Киотской конвенцией, и ст. 68 ТК РФ это «лыко в строку» провозглашенной политики. Действительно, в п. 3 этой статьи описана сущность упрощенных схем таможенного оформления, демонстрирующая презумпцию невиновности импортеров и доверительного отношения к ним таможенных органов.
Лицам, использующим упрощенные схемы при ввозе товара, предоставляется возможность вместо общего порядка декларирования подавать так называемую периодическую таможенную декларацию (ст. 136 ТК), то есть одну таможенную декларацию на все товары, ввезенные за определенный период времени. «Таможенный упрощенец» может требовать выпуска товара на основании представления сведений, необходимых для идентификации товаров и только, вместо представления всех документов и сведений, обычно требуемых для выпуска товаров. Он также имеет право проводить таможенное оформление не по месту нахождения таможенного органа (как это предусмотрено ст. 62 ТК), а на своих объектах (например, у себя на складе), хранить ввозимые товары на своих (а не на таможенных) складах. Причем перечень «упрощенных процедур» оставлен законодателем открытым. Статьей 68 НК РФ объявлено, что «могут иметь место и иные процедуры, предоставляемые указанным выше лицам». Главное, чтобы они были предусмотрены в Таможенном кодексе (то есть не зависели от усмотрения таможенных органов). Но все мы отлично знаем, что во все времена различные послабления в одном на проверку оказывались ужесточением в чем-то другом. Так произошло и на этот раз.
Во всем должен быть Порядок
Приказом ГТК РФ от 30.09.2003 № 1077 «06 утверждении Порядка ведения системы учета коммерческой документации лицами, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления» (далее — Порядок) вводится так называемая система учета коммерческой документации. Порядок ведения системы учета коммерческой документации разработан в соответствии со ст. 68 и 426 ТК РФ, положениями НК РФ, Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №119н).
Пунктом 3 указанного Порядка устанавливаются требования к ведению системы учета коммерческой документации, используемой не только при осуществлении внешнеэкономической деятельности, связанной с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, но и «иной деятельности с такими товарами». Но если в п. 3 указанного Порядка еще оговорено, что Порядок устанавливает требования к ведению системы учета коммерческой документации только для лиц, указанных в п. 1 ст. 68 ТК РФ (то есть претендующих на применение упрощенных таможенных процедур), то в п. 4 речь идет о «юридических лицах» вообще. Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что юридическим лицам вменено в обязанность ведение бухгалтерского учета товаров в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н в редакции Приказа Минфина России от 23.04.2002 № ЗЗн).
Казалось бы, вполне безобидное заявление, но для бухгалтера в контексте требований анализируемого нами Порядка оно звучит удручающе. Причина в том, что п. 242 Методических указаний предусмотрен партионный метод бухгалтерского учета товаров, который торговые организации используют нечасто из-за сложности его ведения на практике, предпочитая сортовой метод. Компьютерные бухгалтерские программы, получившие широкое распространение в настоящее время, вообще не предусматривают ведение партионного учета, а те программы, в которых можно реализовать принципы такого учета, доступны по цене только крупным предприятиям.
Особенно не позавидуешь бухгалтерам, чьи фирмы перешли на УСНО и которым согласно главе 26.2 НК РФ разрешили не вести бухгалтерский учет. При ввозе импортных товаров или «иной деятельности с такими товарами» (к которой, в частности, относится и их приобретение на внутреннем рынке, но об этом чуть позже) придется вести бухгалтерский учет прихода и списания товара, причем опять же используя метод партионного учета.
Порядок ведения системы учета коммерческой документации предусматривает настолько подробную учетную идентификацию ввозимого товара и такую жесткую «привязку» дальнейших операций с товаром к каждой ввезенной партии, что без партионного учета здесь не обойтись. Судите сами.
Глава II Порядка полностью посвящена перечислению сведений, которые должна содержать система учета коммерческой документации. Из документов должны быть получены сведения о внешнеэкономической сделке, о товарах, являющихся ее объектами, и о последующих операциях с данными товарами.
• Пунктом б анализируемого Порядка предусматривается, что система учета коммерческой документации должна содержать сведения обо всех товарах, полученных по внешнеэкономическим сделкам, независимо от наличия или отсутствия у лица права собственности на товары.
• Пунктом 7 Порядка требуется раздельный учет товаров, сведения о которых заявляются:
а) в разных таможенных декларациях;
б) в одной таможенной декларации, но под разными номерами товара;
в) в одной ГТД, под одним номером товара, но товары имеют разное наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование), товарный знак, артикул, стандарт, расфасовку и тому подобные технические и коммерческие характеристики.
• Пункты 9 и 10 Порядка вряд ли сможет реализовать даже самая «продвинутая» компьютерная программа учета движения товарных запасов. Согласно п. 9 в системе учета коммерческой документации должны содержаться следующие сведения о каждом товаре:
— справочный номер таможенной декларации, в которой заявлены сведения о товаре, и номер товара в ней;
— наименование (инициалы, фамилия физического лица) продавца товара по внешнеэкономической сделке и его местонахождение (адрес) с добавлением краткого наименования страны местонахождения по Общероссийскому классификатору стран мира;
— наименование (инициалы, фамилия физического лица) отправителя товара по внешнеэкономической сделке, если он не является продавцом, и его местонахождение (адрес) с добавлением краткого наименования страны местонахождения по Общероссийскому классификатору стран мира;
— наименование (инициалы, фамилия физического лица), место государственной регистрации юридического лица (место регистрации физического лица), ОГРН юридического лица, ИНН лица, являющегося покупателем товара по внешнеэкономической сделке;
— наименование (инициалы, фамилия физического лица), место государственной регистрации юридического лица (место регистрации физического лица), ОГРН юридического лица, ИНН лица, не являющегося покупателем по внешнеэкономической сделке, которому должен быть доставлен товар (получателя);
— номер и дата заключения договора, а также номера и даты дополнений (соглашений) к договору, если товар был ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в счет исполнения обязательств по договору международной купли-продажи (мены), либо иного договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки;
—номер паспорта импортной (бартерной) сделки, наименование банка или иного уполномоченного органа, выдавшего паспорт;
—номера и даты составления соответствующих счетов на оплату и поставку товара (счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс);
—номера и даты платежных документов на оплату за товар, валюта платежа и сумма платежа (в валюте платежа);
—страна происхождения товара в соответствии с положениями параграфа 1 главы б ТК РФ;
—наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара с указанием сведений о товарном знаке, артикуле, стандарте и тому подобных технических и коммерческих характеристиках;
—код товара по ТН ВЭД России;
—единица измерения, в которой оприходован товар; количество поступившего товара в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, штуках);
—цена за единицу товара согласно внешнеэкономическому договору или инвойсу в валюте внешнеэкономического договора;
—фактурная стоимость товара (в валюте внешнеэкономического договора);
—дополнительные расходы покупателя по сделке (в валюте контракта) согласно ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе», связанные с приобретением ввозимого товара и не вошедшие в фактурную стоимость товара, использованную в качестве основы для определения таможенной стоимости по методу по цене сделки с ввозимыми товарами;
—суммы, разрешенные к вычету из цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате, при определении таможенной стоимости по методу по цене сделки с ввозимыми товарами согласно ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе», с указанием номера и даты документа, подтверждающего соответствующие вычеты;
—номер и дата приходного ордера (акта), которым оформлены приемка и оприходование товара.
Согласно п. 10 Порядка в системе учета коммерческой документации должны содержаться следующие сведения о каждой хозяйственной операции, связанной с расходом каждого товара:
— наименование (инициалы, фамилия физического лица), место государственной регистрации юридического лица (место регистрации физического лица), ОГРН юридического лица, ИНН лица, которому был отпущен товар в Российской Федерации (в случае отпуска товара на собственное производство указывается подразделение организации, которому отпущен товар);
—номер и дата договора (купли-продажи, агентского, комиссии и т. д.), в соответствии с которым отпущен товар (в случае отпуска товаров на собственное производство — не указывается);
—номер и дата первичного расходного документа (расходной накладной, лимитно-заборной карты и т. п.), которым оформлен отпуск товара со склада;
—номер и дата счета-фактуры, составленного на реализованный товар в соответствии со ст. 169 НК РФ (в случае отпуска товаров на собственное производство — не указывается);
—количество отпущенного товара в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, штуках); в случае, когда товары поступают в одной единице
измерения, а отпускаются в другой, должно быть указано соотношение единиц измерения;
— продажная стоимость товара в валюте Российской
Федерации с учетом НДС и акциза (в случае отпуска товаров на собственное производство стоимость товара указывается по учетной цене).
• Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что в случае отсутствия сведений, указанных в п. 9—10 в системе учета коммерческой документации лица, они вносятся лицом в формуляр внешнеэкономической сделки.
Сведения, указанные в главе II Порядка, представляются таможенным органам при проведении таможенной ревизии или по письменному запросу таможенного органа (п. 12 Порядка). Причем оговорка, что эти сведения могут быть запрошены только у лиц, перечисленных в п. 1 ст. 68 ТК РФ, опять же отсутствует.
Пунктом 13 Порядка предусматривается, что сведения представляются таможенным органам по форме, аналогичной формуляру внешнеэкономической сделки. То есть можно с достаточной степенью вероятности предположить, что речь идет не о лицах, перечисленных в п. 1 ст. 68 ТК РФ, которые обязаны представлять формуляры внешнеэкономических сделок, а об иных приобретателях импортного товара, которые хотя и не обязаны вести учет коммерческой документации в соответствии с требованиями таможенного законодательства, но при запросе таможенного органа и при проведении таможенной ревизии обязаны такие сведения представить (в форме, аналогичной формуляру внешнеэкономической сделки). Причем в сроки, установленные таможенным органом. А как вы, наверное, уже поняли, без системы партионного учета товара отчитаться перед таможенниками, откуда и по какой ГТД получен и кому продан тот или иной конкретный гвоздь или гайка, практически невозможно. Тем более что подтверждением такой продажи должны быть данные бухгалтерского учета.
Что касается лиц, указанных в п. 1 ст. 68 ТК РФ, то они по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа и вовсе должны в любое время предоставлять доступ к своей системе учета коммерческой документации. Причем п. 14 Порядка обязывает их сделать так, чтобы их информационные системы обеспечивали возможность представления таможенному органу в установленный им срок сведений, перечисленных в п. 9—10 Порядка, как в электронном виде, так и на бумажном носителе. К тому же согласно ст. 426 ТК РФ использование для таможенных целей информационных систем лицами, применяющими специальные упрощенные процедуры, допускается только после проверки федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, их соответствия установленным требованиям.
Кого это касается
Итак, на кого же сегодня в обязательном порядке распространяются требования таможенного законодательства о ведении системы учета коммерческой документации в соответствии с Приказом ГТК РФ от 30.09.2003 № 1077?
Согласно ст. 364 ТК РФ по требованию таможенников обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах следующие лица:
—таможенные брокеры (представители);
—владельцы складов временного хранения;
—владельцы таможенных складов;
—таможенные перевозчики;
—лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами;
—лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами.
Вашей организации в этом списке нет? Читайте дальше.
Согласно п. 2 ст. 16 ТК РФ, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом, обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несут:
—лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РФ;
—иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Письмом от 07.04.2004 № 01-06/12818 ГТК РФ разъяснил позицию законодателей, изложенную в п. 2 ст. 16 ТК РФ: при наличии возможности выявления официального импортера и импортного контракта за таможенное оформление отвечает импортер, во всех иных случаях применяется подп. 2 названной статьи. То есть ответственность лежит на том лице, у которого обнаружен импортный товар неустановленного происхождения.
В соответствии со ст. 361 ТК РФ таможенным органам дано право на проверку достоверности сведений после выпуска товаров в режиме «для внутреннего потребления». Механизм проведения проверок, предусмотренный положениями ст. 361, также представляет собой часть новой системы таможенного контроля. Срок, в течение которого таможенными органами может осуществляться проверка достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении товаров, установлен п. 2 ст. 361 Кодекса и составляет 1 год. И в этой же статье (п. 3) оговаривается право таможенных органов проводить проверки товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем и находящихся в обороте на территории РФ. Срок проверки в данном случае не установлен. Следовательно, такая проверка может проводиться в течение сроков хранения документов для таможенных целей, то есть в течение трех лет с момента утраты товарами статуса «находящихся под таможенным контролем». Исчисление срока начинается в день утраты товарами вышеуказанного статуса. Таким образом, если предприниматель или коммерческая организация приобрели в России импортный товар, то бухгалтер должен быть готов к тому, что через пару-тройку лет к нему придет таможня и потребует документы на его приобретение. И вот на каком основании: в соответствии с п. 1 ст. 361 ТК РФ проверка сведений, заявленных при таможенном оформлении, осуществляется в порядке, установленном главой 35 ТК РФ, которая определяет формы и порядок осуществления таможенного контроля. В частности, в качестве форм осуществления таможенного контроля после выпуска товаров упоминается таможенная ревизия (ст. 376 ТК РФ), проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст. 374 ТК РФ).
Отдельные вопросы полномочий таможенных органов в связи с проверкой достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств установлены в п. 4 ст. 363 ТК РФ. Согласно этому пункту в целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию (в том числе в форме электронных документов), относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами. Причем в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, также могут быть запрошены документы, относящиеся к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами (таможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада и таможенного перевозчика).
Если незаконно ввезенный товар при проверке обнаруживается не у импортера, а у покупателя, то возникает проблема так называемого добросовестного приобретателя (см. п. 2 ст. 16 ТК РФ). В соответствии с п. 4 ст. 320 ТК РФ ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов несут в том числе лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно ввезенных товаров. Оговорка, что ответственность возлагается на этих лиц только в том случае, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза (что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ), на самом деле является слабым утешением. Вопрос об установлении законодательством порядка подтверждения понятия «должны были знать о незаконности ввоза» был прояснен еще в 2001 году Конституционным Судом, и не в пользу предпринимателей. Анализируя судебную практику, безусловно, можно прийти к выводу, что права добросовестного приобретателя защищаются в том же объеме и на тех же основаниях, как и права собственника. Но вот доказать, что предприниматель или коммерческая организация являются теми самыми «добросовестными приобретателями», будет очень не просто. И дело вот в чем. Коммерческая организация или предприниматель по гражданскому законодательству несут определенный предпринимательский риск. Конституционным Судом заранее презюмируется, что если лицо занимается предпринимательской деятельностью, то оно обязано знать все обстоятельства, связанные с ввозом товара.
Из арбитражной практики
1. «Забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами лежит на предпринимателе» (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П).
2. «Предоставленное субъекту таможенных правоотношений правомочие доказывать свою невиновность корреспондирует его возможности принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами имеющихся перед ним обязательств, с тем чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей, которое не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях. Это, однако, не исключает, что в дальнейшем имущественные права привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания» (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П).
3. «Если приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением имущества, заведомо происходящего из-за границы, ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, это дает основания говорить о его вине в форме неосторожности и о том, что он не может быть признан «добросовестным приобретателем» (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.11.2003 № КА-А40/9329-03).
Итак, с точки зрения законодательства предприниматель или коммерческая организация, приобретающие импортный товар в России, равно являются участниками таможенных правоотношений наряду с импортером. Поэтому вменить им в вину (в форме неосторожности) приобретение нерастаможенного товара с взысканием таможенных платежей и санкций или наложением санкций в виде конфискации товара оказывается не так уж и сложно.
Как уже упоминалось выше, на основании п. 3 ст. 367 ТК РФ таможенные органы вправе запрашивать дополнительные документы и сведения и осуществлять проверку документов и сведений после выпуска товаров и транспортных средств. Пунктом 2 ст. 367 ТК РФ предусмотрена проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении. Проверка осуществляется путем сопоставления представленных документов с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством РФ.
Одной из «иных форм» таможенного контроля является осмотр таможенными органами помещений и территорий (ст. 375 ТК РФ) и проведение таможенных ревизий (ст. 376 ТК РФ). Порядок проведения осмотра помещений и территорий утвержден Приказом ГТК РФ от 23.10.2003 № 1188. В соответствии с п. 2 ст. 375 ТК РФ осмотр помещений и территорий может проводиться таможенными органами также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами. Осмотр помещений у этих лиц производится при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением порядка, предусмотренного ТК РФ, для проверки такой информации.
Таможенные органы согласно ст. 376 ТК РФ могут принять постановление о проведении таможенной ревизии. Порядок ее организации и проведения утвержден Приказом ГТК РФ от 21.10.2003 № 1179. Если проводится общая таможенная ревизия, то это означает, что в таможенный орган поступила информация о недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах организации, представленных при таможенном оформлении товаров. Для такой проверки отпущено три рабочих дня.
При проведении общей таможенной ревизии члены ревизионной комиссии имеют право:
— получать доступ в пределах своей компетенции к базам данных проверяемого лица с учетом требований законодательства РФ о защите информации (обратите внимание, речь идет не только о лицах, перечисленных в п. 1 ст. 68 ТК РФ);
—запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся к объектам ревизии, а также к последующим операциям с данными товарами, устанавливать сроки, место и порядок представления документов и информации;
—получать сведения, имеющие значение для проведения таможенной ревизии.
В случае если в ходе проведения общей таможенной ревизии обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, рассматривается вопрос о проведении специальной таможенной ревизии.
Специальная таможенная ревизия может продолжаться до двух месяцев со дня принятия решения о ее проведении. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить ее еще на один месяц.
Имейте ввиду!
Осмотр помещений и территории, досмотр и инвентаризация товаров могут проводиться сразу с момента предъявления решения о назначении ревизии.
Пункт б ст. 363 ТК РФ предусматривает хранение документов, необходимых для таможенного контроля, не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в котором совершались таможенные операции. То есть хотя срок проверок в форме осмотра помещений и территорий (ст. 375 ТК РФ) или в форме таможенных ревизий (ст. 376 ТК РФ) и установлен в 1 год с момента выпуска товара, практически сроки истребования таможенными органами документов, относящихся к ВЭД, в отдельных случаях могут быть увеличены в 3—5 раз.
В случае выявления фактов неполной уплаты таможенных платежей из-за ошибок методологического или технического характера при отсутствии признаков административного правонарушения или преступления копия акта таможенной ревизии направляется руководителю таможни для принятия решения о проведении окончательного расчета по таможенным платежам. Остановимся подробнее на выявлении ошибок методологического или технического характера при проведении мероприятий таможенного контроля после выпуска товара, то есть у импортеров и добросовестных приобретателей.
Если в организации (в основном это касается оптовиков) не налажен метод партионного учета товаров, то при больших объемах и разнообразной номенклатуре отследить, по каким конкретно ГТД ввезены отгруженные покупателю товары или из каких счетов-фактур и указанных в них ГТД (при приобретении товара в России) эти товары отгружались покупателю, крайне трудно. В результате в выставляемых покупателю счетах-фактурах могут ошибочно быть указаны номера не тех ГТД, по которым эти товары действительно были ввезены. Таможенные органы при простой проверке количественных показателей выявляют превышение количества товара, отгруженного покупателям из каждой конкретной ГТД, указываемой в счетах-фактурах, над количеством, заявленным в этой ГТД при таможенном оформлении. И приходят к выводу о контрабандном ввозе (недостоверном декларировании) некоторого количества
товара. В этом случае ответственность для импортера (декларанта) наступает согласно п. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Это наложение административного штрафа в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо конфискация предметов административного правонарушения.
Для «добросовестных приобретателей» импортного товара в России в таком случае действует ст. 391 ТК РФ. Эта статья, с одной стороны, позволяет таможенникам накладывать арест и изымать такие товары, а с другой — дает право владельцам уплатить таможенные платежи и выполнить иные требования и условия таможенного оформления товаров в упрощенном порядке. В случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации от таможенного оформления таких товаров, эти товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда, по заявлению таможенных органов (п. 5 ст. 391 ТК РФ). Причем, во Временных методических рекомендациях по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), направленных Письмом ГТК РФ от 24.12.2003 № 01-06/50210, в разъяснениях к ст. 16.2 КоАП РФ признается отсутствие обязанности «добросовестного приобретателя» уплачивать таможенные платежи. Но здесь же ГТК ссылается на возникновение у такого приобретателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ, а именно наложение административного штрафа в размере от одной третьей до двукратного размера стоимости товаров с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В общем, доказывать впоследствии, что имела место техническая ошибка и в счете-фактуре неправильно указан номер ГТД организации, вероятнее всего, придется в суде.
Каков же итог всего сказанного?
Пусть сегодня организация или предприниматель и не попадает в число лиц, обязанных вести учет товаров в порядке, установленном ГТК РФ, и регулярно представлять в таможенные органы установленную отчетность, но при приобретении импортных товаров в России предприниматели все равно признаются законодательством участниками таможенных отношений.
Соответственно в таможенном законодательстве закреплено право таможенных органов осуществлять проверки таких лиц в виде мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров для внутреннего потребления (ст. 361, 364, 369, 375, 376 ТК РФ). При таких проверках у предпринимателей могут быть затребованы любые документы (в том числе и документы бухгалтерского учета), а также санкционирован доступ к информационным системам проверяемого лица (п. 4 ст. 376ТКРФ и п. 17 Порядка организации и проведения таможенной ревизии, утвержденного Приказом ГТК РФ от 11.06.2004 № 663).
При непредставлении требуемых документов или представлении недостоверной отчетности (из-за технических ошибок) организация может быть подвергнута штрафам и санкциям по старому принципу — «был бы предприниматель, статья всегда найдется».
Поэтому крепитесь, бухгалтеры! Вероятнее всего, вам придется налаживать партионный учет импортного товара.