Учетная политика организации-2006

| статьи | печать

Заканчивается декабрь, а значит, самое время вспомнить об учетной политике на 2006 год. О том, как сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета, каким должно быть содержание ее разделов, читайте в нашей статье.

Учетная политика организации для целей бухгалтер­ского учета (далее — учетная политика) — это внутрен­ний документ организации, раскрывающий всем заинте­ресованным лицам «все особенности бухгалтерского учета этой организации в конкретном отчетном перио­де». Обычно она формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации, утверждается руководите­лем и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Учетная политика вновь создан­ной организации утверждается ее руководителем до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации организации, и считается применяемой со дня ее созда­ния (п. 10 ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.98 № бОн).

Учетная политика представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтер­ского учета организации, имеющую методологическую и организационно-техническую составляющие. Рассмотрим некоторые из методологических элементов учетной поли­тики.

Нематериальные активы

В части учета НМА в учетной политике организации должны быть рассмотрены два элемента их учета.

1 Способ начисления амортизации по нематериаль­ным активам.

Организация может начислять амортизацию по нема­териальным активам одним из следующих способов: линейным; уменьшаемого остатка; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (п. 15 ПБУ 14/2000, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 91 н). Отметим, что для разных групп однородных НМА могут применяться различные способы начисле­ния амортизации. Поэтому перед выбором способа начисления амортизации нематериальные активы совету­ем вам распределить по группам, объединенным общи­ми признаками.

2 Способ отражения в бухгалтерском учете амортиза­ционных отчислений по нематериальным активам.

Амортизационные отчисления в бухгалтерском учете могут отражаться одним из следующих способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете; путем уменьшения первоначальной стоимости нематери­ального актива (п. 21 ПБУ 14/2000).

Расходы на НИОКР

В учетной политике организации должен быть рассмо­трен способ списания расходов на НИОКР. Списывать рас­ходы по каждой выполненной работе можно либо линей­ным способом, либо пропорционально объему продук­ции (работ, услуг) (п. 11 ПБУ 17/02, утв. Приказом Минфи­на РФ от 19.11.2002 № 115н). Выбранный способ списания расходов должен применяться в течение всего срока ис­пользования результатов выполненных работ.

Линейный способ предполагает равномерное (в тече­ние срока использования полученных результатов) списа­ние расходов. При использовании способа списания про­порционально объему продукции сумма расходов, под­лежащая списанию, исчисляется исходя из отношения об­щей суммы расходов по конкретной работе за весь срок применения результатов НИОКР к предполагаемому объ­ему выпуска продукции за тот же период.

К сведению!

Срок списания расходов по научно-исследователь­ским, опытно-конструкторским и технологическим ра­ботам определяется организацией самостоятельно ис­ходя из ожидаемого срока использования полученных результатов научно-исследовательских, опытно-конст­рукторских и технологических работ, в течение которо­го организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок по­лезного использования не может превышать срок дея­тельности организации.

Основные средства

В учетной политике организации в части учета объек­тов ОС должны быть рассмотрены следующие элементы их учета:

1 Способ начисления амортизации по объектам ОС.

В бухгалтерском учете начисление амортизации может производиться одним из следующих способов: линейным; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чи­сел лет срока полезного использования; списания стоимо­сти пропорционально объему продукции (работ) (п. 18 ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 2бн). При этом организация может применять один способ по всем основным средствам или для разных групп однородных основных средств использовать раз­ные способы.

2 Способ отражения в бухгалтерском учете амортиза­ционных отчислений по основным средствам.

В п. 25 ПБУ 6/01 сказано, что суммы начисленной амор­тизации по объектам основных средств отражаются в бух­галтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

3 Лимит стоимости ОС, списываемых на затраты в мо­мент ввода в эксплуатацию и способ списания стоимости ОС, не превышающий 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного исходя из технологических осо­бенностей.

В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 объекты ОС стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологиче­ских особенностей, разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Следовательно, сумму лимита в размере 10 000 руб. или менее необходимо за­крепить в учетной политике. Например, можно устано­вить лимит 5000 руб. При этом в учетной политике орга­низации следует также предусмотреть варианты списания стоимости таких основных средств:

—путем начисления амортизации;

—путем единовременного списания на затраты по ме­ре их отпуска в производство или в эксплуатацию.

4 Порядок списания книг, брошюр, периодических изданий.

В п. 18 ПБУ 6/01 указано, что приобретенные книги, брошюры и т. п. издания организации разрешается списы­вать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

5 Способ ведения инвентарного учета.

Учет ОС в организации может осуществляться с исполь­зованием либо инвентарных карточек учета основных средств (например, формы № ОС-б «Инвентарная карточ­ка учета объекта основных средств»), либо инвентарной книги с указанием в ней необходимых сведений об объе­ктах ОС по их видам и местам нахождения (см. п. 12 Ме­тодических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91 н).

Материально-производственные запасы

Что касается учета МПЗ, то в учетной политике органи­зации должны быть рассмотрены следующие элементы их учета:

1 Способ отражения процесса приобретения и загото­вления материалов.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяй­ственной деятельности организаций и инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) предусмотрено, что организация может отражать процесс приобретения и заготовления МПЗ либо по фактической себестоимости, либо, используя учетные цены. Другими словами, используя или нет счета 15 «Заготовле­ние и приобретение материальных ценностей» и 16 «От­клонение в стоимости материальных ценностей».

2 Способ учета и оценки приобретаемых товаров.

Согласно ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н), товары, приобретаемые организаци­ей для дальнейшей перепродажи, являются одним из видов материально-производственных запасов и учиты­ваются на счете 41 «Товары». Организации розничной торговли могут учитывать товары на счете 41 либо по покупной стоимости, либо по продажным (розничным) ценам. Если организация выбрала метод учета по про­дажным ценам, то торговые наценки учитываются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонден­ции с дебетом счета 41.

3 Способ учета многооборотной тары.

Независимо от условий приобретения тары организа­цией-продавцом, поставщиком и т. п. (покупка или изго товление непосредственно в организации) тара принима­ется к бухгалтерскому учету по фактической себестоимо­сти. Фактическая себестоимость приобретаемой тары (кроме тары, поступившей с поставленной продукцией) слагается из всех расходов по ее покупке и доставке в ор­ганизацию или затрат по ее изготовлению (п. 63—69 Ме­тодических указаний по бухгалтерскому учету материаль­но-производственных запасов). В случае наличия в орга­низации значительной номенклатуры и высокой скорости оборачиваемости тары и (или) тарных материалов разре­шается вести синтетический и аналитический учет тары в учетных ценах. При возникновении разницы между фак­тической себестоимостью изготовления тары или факти­ческими расходами по ее покупке у сторонних организа­ций и учетной ценой этой тары указанная разница списы­вается со счетов учета затрат («Вспомогательное произ­водство») или счетов учета расчетов (при покупке тары) на счета учета финансовых результатов как операцион­ные расходы. Учетные цены устанавливаются организаци­ей самостоятельно, дифференцированно по видам тары (наименованиям, размерам, сортам и т. п.) применитель­но к порядку, изложенному по материалам в Методиче­ских указаниях.

4 Способ учета выпуска и оценки готовой продукции.

Готовой продукцией признается продукция, предна­значенная для продажи, которая прошла все необходи­мые стадии производства. Для отражения в бухгалтер­ском учете готовой продукции организация может вы­брать способ ее оценки: по фактической себестоимости; по нормативной (плановой) производственной себестои­мости (с отдельным учетом отклонений от фактической себестоимости) (см. п. 203—205 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). При учете по фактической себестоимости закон­ченная изготовлением продукция приходуется на склад и отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (счет 20 «Основное производство»). При использова­нии для учета готовой продукции нормативной (плано­вой) производственной себестоимости применяется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

5 Способ принятия к учету транспортно-заготовитель-ных расходов (ТЗР).

В бухгалтерском учете к ТЗР организации относятся за­траты, непосредственно связанные с процессом заготов­ления и доставки материалов в организацию (п. 70 Мето­дических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н). Согласно п. 83 Методических указаний ТЗР организации могут при­ниматься к учету путем:

—отражения на отдельном счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным доку­ментам поставщика с последующим их отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценно­стей»;

—отражения на отдельном субсчете к счету 10 «Мате­риалы»;

непосредственного (прямого) включения в фактиче­скую себестоимость материала (присоединение к дого­ворной цене материала, к денежной оценке вклада в ус­тавный (складочный) капитал в форме МПЗ, к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Отметим, что первый и второй варианты предусматри­вают применение учетной цены материалов и обособлен­ное отражение ТЗР. Третий вариант может применяться только на предприятиях с ограниченной номенклатурой материалов и небольшим количеством отдельных поста­вок в течение отчетного периода.

6 Способ списания транспортно-заготовительных рас­ходов (ТЗР).

В п. 87 Методических указаний по бухгалтерскому уче­ту МПЗ указано, что списание отклонений в стоимости ма­териалов или ТЗР по отдельным видам или группам мате­риалов может производиться организацией либо пропор­ционально учетной стоимости материалов, исходя из от­ношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклоне­ний или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и по­ступивших материалов в течение месяца (отчетного пери­ода) по учетной стоимости либо используя один из упро­щенных методов, предусмотренных п. 88 Методических указаний.

7 Способ оценки МПЗ при их отпуске в производство и ином выбытии.

Оценка МПЗ, отпускаемых в производство (или для иных целей) может производиться организацией одним из четырех способов, предусмотренных п. 16 ПБУ 5/01: по себестоимости каждой единицы; по средней себесто­имости; по себестоимости первых по времени приобре­тения материально-производственных запасов (способ ФИФО); по себестоимости последних по времени при­обретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

Напомним, что оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что ма­териально-производственные запасы используются в те­чение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т. е. запасы, первыми по­ступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобре­тений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что ма­териально-производственные запасы, первыми поступа­ющие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности при­обретения.

Учет косвенных расходов

В учетной политике организации в части учета косвен­ных расходов организации необходимо отразить способ учета косвенных расходов организации (общехозяйствен­ных расходов).

Напомним, что сегодня в бухгалтерском учете преду­смотрено два варианта отражения этих затрат. Первый вариант предусматривает, что по окончании месяца расходы, накопленные на счете 26 «Общехозяйствен­ные расходы», списываются на счета учета затрат на производство, в частности в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 «Об­служивающие производства и хозяйства» (если обслу­живающие производства и хозяйства выполняли рабо­ты и оказывали услуги на сторону). Второй вариант пре­дусматривает, что управленческие расходы в полном объеме ежемесячно списываются непосредственно в дебет счета 90 «Продажи» (см. п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»; Инструкцию по применению Плана сче­тов).

Учет кредитов и займов и затрат по их обслуживанию

В соответствии с п. 32 ПБУ 15/01 (утв. Приказом Минфи­на РФ от 02.08.2001 № бОн) в учетной политике организа­ция должна рассмотреть как минимум:

1 Порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную.

В части учета долгосрочной задолженности по полу­ченным займам и кредитам организация-заемщик долж­на отразить способ их учета из двух возможных вариан­тов, предусмотренных п. 6 ПБУ 15/01.

Напомним, что в соответствии с установленной в орга­низации заемщика учетной политикой заемщик может осуществлять перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную или учитывать находящиеся в его распо­ряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной за­долженности. При выборе первого варианта перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную организацией-заемщиком производится в момент, когда по условиям договора зай­ма и (или) кредита до возврата основной суммы долга ос­тается 365 дней. При выборе второго варианта перевод срочной краткосрочной и (или) долгосрочной задолжен­ности по полученным займам и кредитам в просрочен­ную производится организацией-заемщиком в день, сле­дующий за днем, когда по условиям договора займа и (или) кредита заемщик должен был осуществить возврат основной суммы долга.

2 Состав и порядок списания дополнительных затрат по займам.

В части учета дополнительных расходов по получен­ным займам и кредитам организация-заемщик должна отразить способ их списания из двух возможных вариан­тов, предусмотренных п. 20 ПБУ 15/01: организация может отразить их либо в отчетном периоде, в котором они бы­ли произведены, либо учесть их как дебиторскую задол­женность, а затем отразить их в составе операционных расходов в течение срока погашения заемных обяза­тельств, в связи с которыми они возникли.

3 Способ начисления и распределения причитающих­ся доходов по заемным обязательствам.

4 Порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.

Финансовые вложения

В учетной политике организации в части учета финан­совых вложений должен быть раскрыт способ оценки фи­нансовых вложений при их выбытии.

Все финансовые вложения подразделяются на две группы. В первую группу входят финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную сто­имость. Ко второй группе относятся финансовые вложе­ния, по которым их текущая рыночная стоимость не оп­ределяется. Правила учета активов, относящихся к фи­нансовым вложениям, установлены ПБУ 19/02 «Учет фи­нансовых вложений» (утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 12бн).

Согласно п. 26 ПБУ 19/02 при выбытии актива, принято­го к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложе­ний, по которому не определяется текущая рыночная сто­имость, его стоимость определяется исходя из оценки по одному из следующих способов:

—по первоначальной стоимости каждой единицы бух­галтерского учета финансовых вложений;

—по средней первоначальной стоимости;

—по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

Резервы

Отметим, что в целях равномерного включения пред­стоящих расходов в издержки производства или обраще­ния отчетного периода организация может создавать ре­зервы на:

— предстоящую оплату отпусков работникам;

—выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

—выплату вознаграждений по итогам работы за год;

—ремонт основных средств;

—производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

—предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

—предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору про­ката;

—гарантийные ремонт и обслуживание.

Резерв может создаваться и на другие цели, преду­смотренные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минфина РФ. Если организация при­мет решение создать вышеуказанные резервы (продол­жить их использование в следующем году), то в учетной политике необходимо указать не только название соз­даваемых резервов, но и особенности их формирова­ния (использования).

Организационно-технические элементы учетной политики

Кроме того, в составе учетной политики для целей бух­галтерского учета обязательно утверждаются:

—рабочий План счетов бухгалтерского учета, содер­жащий синтетические и аналитические счета, необходи­мые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и от­четности;

—формы первичных учетных документов, применяе­мых для оформления фактов хозяйственной деятельно­сти, по которым не предусмотрены типовые формы пер­вичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

—порядок проведения инвентаризации активов и обя­зательств организации;

—правила документооборота и технология обработки учетной информации;

—порядок контроля за хозяйственными операциями;

—другие решения, необходимые для организации бух­галтерского учета.

В учетной политике не стоит подробно излагать весь график документооборота, достаточно отразить лишь основные его правила. График, если это необходимо, можно определить отдельным внутренним докумен­том, в котором в виде схемы или таблицы указываются лица, ответственные за оформление, исполнение, обра­ботку и проверку каждого документа, а также срок ис­полнения документа и порядок передачи в архив. Нали­чие такого графика документооборота позволит вам рационально распределить должностные обязанности между работниками и своевременно составить отчет­ность.

Итак, мы перечислили некоторые показатели, которые организации обязаны предусмотреть в учетной политике, и теперь попробуем обобщить все вышеуказанное на примере приказа по учетной политике условного малого предприятия — ООО «Мир».

Общество с ограниченной ответственностью «Мир»

Приказ от 20.12.2005 № 52

«Об учетной политике организации»

Приказываю:

1. Утвердить учетную политику организации для целей бухгалтерского учета (Приложение № 1).

2. Утвердить формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной дея­тельности, по которым не предусмотрены типовые формы (Приложение № 2).

3. Утвердить рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необхо­димые для ведения бухгалтерского учета в 000 «Мир» в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности (Приложение № 3)*.

4. Утвердить график документооборота в 000 «Мир» на 2006 год (Приложение № 4)*.

5. Признать утратившим силу Приказ от 28 декабря 2004 г. № 52 «Об учетной политике организации».

6. Ввести в действие настоящий Приказ с 01.01.2006.

7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на главного бухгалтера организации.

Директор ООО «Мир»

Иванова А.

* Приложения 3 и 4 в данной статье не приводятся.

Приложение № 1 к Приказу от 20.12.2005 № 52

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н, и По­ложениями по бухгалтерскому учету (ПБУ № 1—20), утвержденными Минфином РФ, приказываю:

1. Бухгалтерский учет осуществлять бухгалтерской службой организации, возглавляемой главным бухгалтером.

2. Бухгалтерский учет вести по журнально-ордерной форме в электронном виде, используя программу автоматиза­ции бухгалтерского учета «1С:Предприятие 8.0».

3. Первоначальную стоимость нематериальных активов, полученных по договорам, предусматривающим исполне­ние обязательств (оплату) неденежными средствами, определять исходя из стоимости товаров (ценностей), передан­ных или подлежащих передаче организацией.

4. Стоимость нематериальных активов погашать посредством начисления амортизации.

5. Начисление амортизации нематериальных активов производить линейным способом исходя из их первоначаль­ной стоимости и норм амортизации, исчисленных исходя из срока полезного использования этих объектов.

6. Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражать путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов», предназначенном для обобщения информации об амортизации, накопленной за время использования объектов нематериальных активов организации.

7. Срок полезного использования нематериальных активов определять исходя из срока действия патента, свиде­тельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законода­тельству РФ и ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать эко­номические выгоды (доход).

8. Под первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, считать стоимость ценностей, переданных или подлежащих переда­че организацией.

9. Первоначальную стоимость основных средств, которые стоят более 10 000 руб. за единицу, погашать посредством начисления амортизации.

10.Начисление амортизации объектов основных средств производить линейным способом исходя из их первона­чальной (восстановительной) стоимости и норм амортизации, исчисленных из срока полезного использования этих объектов.

11.Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражать путем накопления соответствующих сумм на счете 02 «Амортизация основных средств», предназначенном для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

12.Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу списывать на расходы по мере их отпу­ска в производство или эксплуатацию.

13.Процесс приобретения и заготовления материалов отражать с использованием счетов 15 «Заготовление и при­обретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

14.Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) принимать к учету путем их отнесения на отдельный субсчет сче­та 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

15.Списание отклонений в стоимости материалов (ТЗР) производить исходя из отношения суммы остатка величины отклонения (ТЗР) на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений (ТЗР) за месяц (отчетный период) к сум­ме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетно­го периода).

16.Отпуск материально-производственных запасов в производство (ином выбытии) осуществлять по средней себе­стоимости.

17.Учет расходов по обычным видам деятельности вести с использованием счетов 20—29.

18.Коммерческие и управленческие расходы признавать в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, ус­луг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

19.Для учета выпуска продукции (работ, услуг) использовать счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

20.Готовую продукцию оценивать по нормативной производственной себестоимости.

21.Долгосрочную задолженность по полученным займам и (или) кредитам переводить в краткосрочную в момент, когда по условиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней.

22.Резервы на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выпла­ту вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; предстоящие затраты по ремонту предметов, пред­назначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание не создавать.

23.Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражать в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и списывать равномерно в тече­ние периода, к которому они относятся.

24.В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности провести инвентаризацию всего имущества организации независимо от его местонахождения и всех видов финансовых обязательств в декабре 2006 г., денежных средств в кассе — ежемесячно, а при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хище­ния, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуа­ций, вызванных экстремальными условиями, — в порядке, определенном в Приказе ООО «Мир» от 10.11.2000 № 344.