К разработке законопроекта «О недрах» не допустили российскую юридическую науку. В итоге документ не в состоянии защитить интересы ни собственника недр — государства, ни бизнеса как инвестора масштабных проектов по добыче полезных ископаемых. К такому выводу пришли участники 5-й Международной конференции «Проблемы правового регулирования недропользования и энергетики России и СНГ».
Юристам и специалиста мне понравилась отмена конкурсов и переход исключительно на денежный эквивалент при отборе недропользователей (что предполагает аукцион). Это приведет к еще большей монополизации сырьевого сектора, к тому же при прочих равных условиях победителем аукциона всегда окажется иностранный капитал.
Кроме того, в законопроекте не хватает нормативных регуляторов, с помощью которых государство может контролировать деятельность обладателя права пользования недрами. У многих экспертов при знакомстве с документом возникло предположение, что его разработчики четко представляли себе лишь разработку нефтяных месторождений. В то время как добыча различных полезных ископаемых очень специфична, и нельзя регулировать добычу подземных вод по «нефтяным» критериям.
С точки зрения юридической техники законопроект малограмотен. Специалисты не понимают, как можно«применять один закон с учетом другого». В конце концов, нормами какого из них необходимо руководствоваться в первую очередь?
В документе также нет четкого разграничения между изменением, приостановлением и прекращением договора, так как не прописаны основания для этих действий.
По мнению экспертов, самая больная тема нового законопроекта — это решение экологических проблем. Ответственность недропользователя за экологические последствия своей деятельности в документе вообще никак не регулируется!
С точки зрения защиты прав инвесторов юристы настаивают на внесении в проект закона положения о международном третейском суде (альтернатива государственному арбитражному суду), который бы рассматривал судебные споры недропользователей и государства.
Так что эксперты пришли к выводу: новый законопроект не добавляет инвестиционной привлекательности отрасли и не усиливает функцию госконтроля на дней. Соответственно проще ивыгоднее оставить действующий закон, внеся в него коррективы.
опыт соседа
Казахстан еще в 1992 г. начал менять законодательство в области недропользования. На первом этапе к административному регулированию (выдаче лицензий) была добавлена договорная система — контракты с разработчиками недр (правительство выдавало лицензии, МПР — заключало контракты), а в 1999 г. завершен переход на гражданскоправовое регулирование. В итоге, по словам Майдана Сулейменова, директора НИИ частного права Казахской горной юридической академии, сейчас практически все нефтяные компании в стране — иностранные. И теперь, когда государство пытается вернуть в собственность свои нефтяные запасы, иностранцы откровенно напуганы и не понимают сути происходящих изменений.