В этом году не покупали полис ОСАГО и не собираются его приобретать и в первом полугодии следующего 38% автовладельцев. Такая информация прозвучала на днях на «круглом столе» на тему: «Проблемные вопросы ОСАГО в 2005 году».
Исследование проведено в конце сентября. По общероссийской выборке было опрошено 1600 респондентов. Результаты опроса оказались неоднозначными.
Итак, с января по сентябрь 2005 года полисы ОСАГО приобрели только 16% россиян. При этом 23% опрошенных честно заявили о факте владения «железным конем». В основном игнорируют ОСАГО жители небольших городов и сел в возрасте от 18 до 30 лет и старше 60 со средним ежемесячным доходом 8900 руб.
За 9 месяцев текущего года по стране было заключено более 20 млн договоров на сумму свыше 38 млрд руб. Средняя цена полиса по России колеблется от 1800 до 1900 руб. 39% пользователей ОСАГО посчитали цену невысокой или приемлемой. Чаще всего полисы покупают непосредственно в офисе страховой компании (43%), на втором месте — агенты вне офисов СК (34%) и 12% опрошенных — в непосредственной близости от ГИБДД.
Кроме недовольства ценой, респонденты высказали свои сомнения и по поводу страховых компаний. Видимо, многих из них впечатлила и не оставила равнодушными история с отзывом лицензий у пяти компаний, занимающихся «автогражданкой». Кстати, по словам представителя компании «Альфастрахование» Дениса Макарова, Российский союз автостраховщиков (РСА) выплатил «осиротевшим» клиентам 8,5 млн руб., и это еще далеко не предел.
Именно поэтому если бы сегодня опрошенным предложили выбрать свою СК, то 47% из них в первую очередь пошли бы к финансово устойчивой, крупной компании, 28% обратили бы внимание на длительность и опыт работы на рынке и только 37% — на цену полиса.
Для исправления сложившейся ситуации генеральный директор СК «Стандарт-Резерв» Виктор Юн предложил несколько вариантов:
• ужесточить контроль за «неблагонадежными» компаниями;
• запретить уличную продажу полисов, из-за которой на рынке «гуляет» до 1 млн неучтенных бланков;
• создать систему, при которой за все свои «грехи» должен отвечать непосредственно агент, а не компания, в которой он работает (как происходит сейчас).
Для этого необходимо ввести единый реестр обученных и аттестованных агентов, запретить им предлагать услуги разных страховых компаний и создать единую базу полисов. Все это, безусловно, потребует немалых расходов. А взять их на себя должны будут сами страховщики совместно с РСА. И скорее всего они это сделают (во избежание дальнейших банкротств и таинственных исчезновений фирм-однодневок). Но есть и другая сторона медали. Представляете, как будут дальше развиваться события? Правильно. Они, страховщики, солидно потратятся, израсходуют энное количество денег и поставят вопрос об их компенсации. А вот за счет кого (при постоянном лоббировании повышения тарифных ставок ОСАГО), догадайтесь сами...