Взаимоотношения бизнеса и государства в сфере налогового администрирования всегда сложны и зачастую малоэффективны. Однако в практике зарубежных стран используются механизмы, которые, возможно, могли бы повысить эффективность работы налоговых органов и одновременно обеспечить более стабильные условия для бизнеса в нашей стране.
Одним из таких механизмов является возможность заключения соглашения между налогоплательщиком и налоговой службой на определенный срок. За рубежом такие соглашения часто заключаются в связи с применением трансфертного ценообразования.
Это достаточно долгий и дорогостоящий проект, однако в результате согласования параметров соглашения на срок 5—7 лет (зачастую с правом продления) компания имеет гарантии, что в течение срока действия соглашения налоговые органы не будут пересматривать используемый метод трансфертного ценообразования (при сохранении той же бизнес-модели). Такая практика снижает затраты времени и денег на проведение аудита со стороны налоговых органов.
Стоит рассмотреть возможность внедрения подобного механизма в России, особенно в связи с возрастающим значением регулирования трансфертного ценообразования и прогнозируемым увеличением споров с налоговыми органами по этим вопросам. К сожалению, бытует мнение о том, что возможность заключать такие соглашения откроет лазейку для злоупотреблений. Однако при правильной организации работы можно добиться концентрации специалистов высокого уровня внутри налоговой службы, специализирующихся на вопросах трансфертного ценообразования, тем самым повысив качество этой работы, уменьшить количество обращений в судебные инстанции, повысить эффективность аудита, обеспечить стабильные и предсказуемые поступления в бюджет в результате согласования модели ценообразования и бизнес-планов на определенный период времени. Для инвесторов привлекательность такого механизма также очевидна.
Другим примером попытки повысить эффективность взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов является инициатива группы крупных налогоплательщиков одной из европейских стран. Налогоплательщики предлагают согласовать с налоговыми органами плановые поступления в бюджет с учетом финансовых планов компаний, с тем чтобы налоговая инспекция не проводила ежегодно аудит, поскольку налоговые платежи компаний осуществляются по согласованному плану. При этом налоговые органы будут иметь возможность провести полноценный детальный аудит один раз в несколько лет, тем самым более эффективно используя свои ресурсы.
Кроме того, говоря о взаимоотношениях государства и бизнеса в сфере налогов, нельзя не сказать о позиции, занимаемой налоговыми органами. Представляется, что они могли бы взять на себя некоторые обязательства («кодекс налогового инспектора») в части уважительного, профессионального и объективного отношения к налогоплательщику, такому же равноправному участнику процесса пополнения бюджета, как и налоговые органы.