Несмотря на то что структура налоговой системы в целом уже сформирована и налоговая реформа близится к завершению, доводка этого «здания», по мнению замминистра финансов Сергея Шаталова, высказанному им на пресс-конференции «Налоговая реформа в России: актуальные проблемы и перспективы», будет продолжаться всегда.
Нет ни одного государства, в налоговую систему которого ежегодно не вносились бы какие-то изменения, поскольку налоговая система развивается вслед за экономикой. В этой связи замминистра финансов отмечает, что еще предстоит решить вопросы, связанные с совершенствованием трансфертного ценообразования. Это позволит внедрить принципиально новые механизмы налогообложения природных ресурсов. А если решить еще и ряд задач, связанных, например, с иностранными контролируемыми компаниями, с налоговым резидентством как в отношении физических, так и юридических лиц, появятся возможности сделать Россию страной, привлекательной для создания холдингов. Это тоже важно, чтобы российский бизнес мог осуществлять экспансию на сопредельные территории, и прежде всего в страны СНГ.
Но это в отдаленном будущем. В ближайшие же две недели Минфин будет тщательно изучать блок поправок в часть 1НК РФ (о том, как депутаты предложили поправить правительственный законопроект по совершенствованию налогового администрирования, читайте на с. 4 этого номера «ЭЖ»).
Учитывая большой объем поправок — около 750, — задача не из легких. Тем не менее С. Шаталов отмечает, что «все правильные, разумные, хорошие предложения, направленные в том числе на то, чтобы обеспечить баланс интересов и государства, и налогоплательщиков, безусловно, нами будут восприняты самым лучшим образом. Мы не настроены закручивать гайки». Но внесенные поправки оценивает как «начальные максимальные требования». Значит, торговля (то есть дискуссии) предстоит жаркая. Главная же цель Минфина — не подорвать систему налогового контроля.