То, что правительство видит улучшение налогового администрирования со своей колокольни, а бизнес со своей, понятно. Минфин расценивает законопроект о мерах по совершенствованию налогового администрирования как вполне удачный плод совместных усилий, но почему-то, по мнению предпринимателей, результат оставляет желать лучшего. Теперь за доработку проекта закона взялись депутаты, и, судя по всему, Минфин от подготовленных ко второму чтению поправок будет не в восторге.
При подготовке поправок перед депутатами стояло в общем-то всего две задачи, но глобальных. Во-первых, отсечь от правительственного законопроекта все лишнее, оставив только то, что действительно влияет на налоговое администрирование. И во-вторых, добавить то, что волею судеб (то бишь Минфина) осталось за кадром.
Задача номер раз, или Отсекая лишнее
До сих пор остается загадкой, с какой целью при подготовке законопроекта Минфин «утяжелил» его массой не относящихся к администрированию вещей.
Вернее, не относящихся к предмету данного закона — ведь изначально речь шла об упорядочении порядка проведения налоговых проверок.
Какое отношение к этому имеет новая статья, посвященная налоговым резидентам — физическим лицам, вопрос. Ответ на него, конечно, есть, но уважения к правительству он не добавит — чтобы под шумок «протащить» идеи Минфина, ранее отвергнутые депутатами.
Только нужно учитывать ту обстановку, в которой принимается закон: обсуждается он почти год, за это время принят закон «от Президента» и поправки в главу 21 НК РФ, отнюдь не улучшающие положение налогоплательщиков. Понятно, что в этой ситуации депутаты должны хоть как-то оправдать гордое звание «слуг народа». Так или иначе, но налоговое резидентство предлагается оставить в старой редакции — нахождение 183 дня в году на территории РФ. Что касается проверок, то процедуры их проведения предлагается прописать максимально конкретно, чтобы у налоговиков оставалось как можно меньше поводов для работы «по усмотрению».
В этой связи в ст. 87 НК РФ планируется четко указать, что целью камеральной проверки является проверка правильности заполнения налоговых деклараций и соблюдения порядка расчета налогов, выездной — соблюдения \ налогоплательщиком или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. При их проведении как вспомогательная форма налогового контроля может использоваться встречная проверка, целью которой является сопоставление информации, полученной у проверяемого лица, с информацией, содержащейся в документах, находящихся у его контрагента (порядок ее проведения планируется регламентировать отдельной статьей).
✔ Камеральные проверка. При их проведении налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если только представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в них, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести исправления в установленный срок или представить в течение 5 дней необходимые пояснения. При этом налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы.
Если после рассмотрения этих пояснений будет установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.
✔ Выездные проверки. С ними тоже поработали от души: поправки предусматривают, что общий срок выездной проверки не может превышать шести месяцев, причем для такого существенного продления необходимо решение ФНС. Базовый срок остался прежним — не более двух месяцев, а вышестоящий налоговый орган по согласованию с ФНС может продлить его до четырех.
При таком раскладе по крайней мере не выглядит издевательством норма о том, что одного налогоплательщика можно проверять не более двух раз в течение календарного года (напомним, что правительственный законопроект позволяет довести продолжительность выездной проверки до 15 месяцев).
Правда, проверка может быть приостановлена для проведения вспомогательных мероприятий (получение информации от иностранных государственных органов в рамках межгосударственных договоров или проведение экспертизы, срок которой превышает два месяца). Но не более чем на год и опять-таки по решению руководителя ФНС. При этом все подлинные документы, истребованные в ходе проверки, возвращаются налогоплательщику.
Что касается повторной проверки, то ее вышестоящий налоговый орган вправе провести, только если возбуждено уголовное дело по факту преступных действий проверяющих инспекторов и эти действия могли повлиять на объективность выводов, содержащихся в материалах проверки.
Кстати, отсутствие в ходе первоначальной выездной проверки выявленных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах (если при повторной проверке таковые были обнаружены) признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
А вот налоговым органам стоит учесть, что депутаты намерены поправить и Уголовный кодекс, и вынесение заведомо незаконного решения будет караться штрафом или лишением свободы на срок до 10 лет (при нанесении гражданину, организации, государству крупного — свыше 1 млн руб. — ущерба).
Задача номер два, или Добавляя необходимое
Реализуя для себя «задачу-максимум», Минфин как-то позабыл о правах налогоплательщиков, без которых корректное администрирование невозможно.
При этом таким требованием признается письменное уведомление о несогласии налогоплательщика с актом налогового органа, действием или бездействием его должностных лиц. В данном случае налогоплательщик и налоговый орган поставлены в равные условия: первый может подать свое требование не позднее пяти рабочих дней с момента, как он узнал о наличии акта и т. п., а второй обязан рассмотреть его в пятидневный срок. И передать налогоплательщику письменный ответ о результатах рассмотрения под расписку.
С момента получения налоговым органом требования налогоплательщика и до получения последним письменного ответа налогоплательщик вправе не выполнять требования налогового органа, с которыми он выразил несогласие.
В нынешних условиях оказалась необходимой статья о полномочиях финансовых органов в области налогов и сборов, а именно оговорка, что письменные разъяснения Минфина и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам применения законодательства РФ и субъектов РФ о налогах и сборах соответственно являются
Также пришлось добавить: налоговые органы обязаны не только соблюдать налоговую тайну, но и обеспечивать ее сохранение. А еще принимать решения о возврате излишне уплаченных или взысканных сумм не только налогов, пеней, но и штрафов (о сегодняшних трудностях, возникающих у налогоплательщиков в связи с неурегулированностью данного вопроса, читайте в этом номере ВПК на с. 9).
Кроме того, ряд поправок направлен на решение проблем, с которыми налогоплательщики сталкиваются уже много лет. Например, указание, что обособленное подразделение — это представительство и филиал юридического лица, созданные в соответствии с гражданским законодательством РФ, избавит налогоплательщиков от необходимости сообщать налоговым органам «о каждом обособленном подразделении» (предусмотрено правительственным законопроектом), поскольку именно налоговые органы регистрируют изменения в учредительных документах.
В общем, сказать, что поправок подготовлено немало, — это ничего не сказать. Мы попытались рассказать о наиболее важных для бизнеса и, безусловно, еще вернемся к этой теме. Многие поправки могут действительно улучшить налоговое администрирование, то есть сделать его понятным, прозрачным, по возможности необременительным как для бизнеса, так и для налоговых органов. Произойдет ли такое улучшение, будет ясно уже в декабре.
Начать депутаты решили с введения в НК презумпции добросовестности. То есть налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом.
Все, что касается прав налоговых органов на выемку документов, осмотр помещений, инвентаризацию имущества налогоплательщиков, теперь сопровождается четким «при проведении выездной налоговой проверки». А в перечень прав налогоплательщиков включено право на участие в процессе рассмотрения руководителем налогового органа материалов налоговой проверки (камеральной в том числе). И право требовать от налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.