Все наслышаны о достаточно динамичном развитии банковского сектора России. За 9 месяцев текущего года совокупный уставный капитал вырос почти на 40 млрд руб. и составил 420,2 млрд, что в два раза превышает рост капитализации банковской системы за аналогичный период прошлого года. Однако, по оценкам Центробанка, лишь около 100 банков имеют уровень менеджмента и достаточности капитала, полностью отвечающий современным требованиям. Как это отражается на финансовой устойчивости банковского сектора и чем чревато?
Многое в устойчивости банков зависит от того, с какой меркой подойти к ее оценке. Так, по мнению первого заместителя Председателя Банка России Татьяны Парамоновой, уровень капитала по российским стандартам не полностью отражает реальное положение дел. Более чем в тысяче банков он достаточен, однако доверия это не прибавляет.
Прибыль, рассчитанная по российским и международным стандартам, в целом по банковскому сектору различается более чем на20%. И хотя часть банков негативно отнеслась к необходимости перехода на МСФО (считая, что им это совершенно ни к чему, поскольку они не связаны с международной деятельностью), анализ своей деятельности в двух системах координат заставит их критичнее посмотреть на себя и задуматься о будущем.
По оценкам экспертов, из более 1300 банков примерно 20% имеют реальный капитал, обеспеченный деньгами и другими ликвидными активами. Так что количество кредитных организаций в перспективе будет снижаться и за счет деятельности Центробанка по выявлению фиктивного капитала.
Под большим вопросом и существование банков, которые не войдут в систему страхования вкладов. Далеко не все из них смогут найти себя в инвестиционном бизнесе.
Безусловно, владея большим капиталом, банки могут привлекать больше денежных средств и выдавать больше кредитов. Однако сейчас процедура увеличения капитала для банка значительно сложнее, чем для других экономических субъектов.
А конкуренция в сфере кредитования будет только усиливаться. Поскольку большой бизнес уже поделен между несколькими игроками из числа иностранных и крупных российских банков, то теперь борьба развернется за средние и малые компании. При этом для расширения своего присутствия на российском рынке иностранные банки, нацеленные на развитие розничного бизнеса, будут, видимо, ориентироваться на приобретение не универсальных, а узкоспециализированных банков.
И банкиры, и Центробанк прогнозируют активизацию слияний и поглощений.
Татьяна Парамонова, первый заместитель Председателя Банка России:— Достаточность капитала определяется не только величиной средств, а и умением управлять рисками.
Международные рейтинговые агентства дают свои оценки состояния российской банковской системы. В частности, в докладе Moody’s Investors Service отмечается, что ее развитие тормозят слабая рыночная дисциплина, низкий уровень корпоративного управления, а также высокая концентрация кредитных рисков и большой объем бизнеса со связанными сторонами.
При этом оценка проводится не по рейтингам депозитов, отражающим вероятность дефолта банка по его обязательствам, а на основе рейтинга финансовой устойчивости. Последний отражает внутреннюю финансовую устойчивость банка, его кредитоспособность как независимой финансовой организации, вне зависимости от возможной поддержки государства и других третьих лиц.
Выводы настораживают. Несмотря на стабильные и позитивные прогнозы, рейтинги финансовой устойчивости банков находятся на низком уровне по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы — от E+ до D по шкале A — E.
Высокие рейтинги банковских депозитов в иностранной валюте (Baa2/ Primе-2)при относительно низких рейтингах финансовой устойчивости отражают высокую степень государственной поддержки банков с прямым или косвенным участием государства в капитале или поддержки ФПГ. Велика уверенность, что в случае чего банк не оставят в беде и помогут рассчитаться по обязательствам.
Возникает вопрос: чего же стоят банки сами по себе? И снова упираемся в проблему капитализации…Слияния и поглощения, по словам старшего аналитика Moody’s Джоэла Бисмута, только начались, в дальнейшем их темпы ускорятся. (Например, недавно Международная банковская группа «Сосьете Женераль» приобрела Промэк-Банк для работы на рынке автокредитования, а банк «Зенит» упрочил свои позиции в Татарстане покупкой «Девон-Кредита».) Государственные банки продолжают тенденцию доминирования на рынке, присутствие иностранных банков увеличивается, а частные банки возглавляет группа крупнейших кредитных организаций, которая выглядит достаточно сильной для конкуренции с другими группами.
Ряду средних банков, по оценкам агентства, удалось найти свою нишу на рынке, вместе с тем перспективы оставшихся в среднесрочном периоде представляются весьма неопределенными.
В целом перспективы развития нашего банковского сектора видятся благоприятными (прогнозы от стабильного до позитивного): рост филиальных сетей, улучшение качества активов и увеличение прибыльности позволят сохранить достаточность капитала на необходимом уровне. Однако разрыв между сильными и слабыми банками будет увеличиваться, и это приведет к еще большей концентрации активов.
Пока угрозы дефолта нет, но специалисты предостерегают о вероятности серьезных последствий нарастания неплатежей при развитии потребительского кредитования и ипотеки. Свои возможности и риски важно рассчитывать и банкам, и населению, чтобы кредиты не обернулись накопленными невозвратами и ударом по финансовой устойчивости банков.
Правда, потребительское кредитование развивается еще в скромных масштабах. Если 3—4 года назад его объем составлял до 1%ВВП, то сегодня достиг 5.Однако при имеющейся потребности и сравнении с другими странами это должны быть десятки процентов, а не единицы.
В связи с этим Ассоциация российских банков настроена на решительное противодействие законодательному закреплению норматива достаточности собственных средств, да еще на высоком уровне. По мнению президента АРБ Гарегина Тосуняна, это очень серьезная угроза для кредитного рынка. У нас и так есть проблемы дефицита, ограничения объемов и длительности, а принятие намеченных поправок приведет к его сворачиванию, будет дестимулировать кредитование экономики.
Наряду с этим в ассоциации уверены, что банковская система должна быть диверсифицирована и установление минимального уровня капитала в 5 млн евро всем банкам неприемлемо для нашей страны, поскольку в регионах наблюдается огромный дефицит банковских услуг. Там есть большое количество банков суставным капиталом даже меньше 1 млн дол., но они имеют свою клиентуру. Конечно, у крупнейших банков есть весьма хорошие шансы увеличить свой капитал за счет проведения публичного размещения акций с ориентацией на иностранных инвесторов. Но для средних и малых банков использование такого инструмента вряд ли доступно.
Помимо дороговизны процедуры есть проблема и в доверии к эмитенту. Так что здесь слияний и поглощений не избежать. Однако, чтобы эти процессы проходили в цивилизованных рамках и были эффективными, не обойтись без повышения уровня корпоративного управления, внедрения МСФО и очищения капитала от фиктивных составляющих.
Безусловно, такие шаги не панацея, но надо же с чего-то начинать. Без этого вряд ли удастся серьезно нарастить капитал.
99,8% российских банков составили отчетность по МСФО за 9 месяцев 2004 года, причем лишь около 250 банков делали это добровольно и раньше.