Быть или не быть?.. Ответ на этот классический вопрос у участников страхового рынка сомнений не вызывает. Конечно же быть! Только, возможно, в другом формате. В каком именно — обсуждалось на недавней конференции «Страховой рынок в России в 2006 г.: тенденции, ожидания, возможности».
24,5% взрослого населения России пользуются страховыми услугами. Об этом свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведенные ВЦИОМ.
При этом 65,6% намерены перезаключить договор в следующем году, 9,7% не планируют этого делать и 24,7% затруднились с ответом. Таким образом, страховые компании могут потерять часть своих клиентов. Приобретать новые страховые продукты планируют только 19,1% граждан, которые сейчас имеют хотя бы один страховой полис, и почти 75% не собираются этого делать.
Структура потребления страховых услуг: ОСАГО —64%; страхование квартиры — 21,4; страхование Каско— 16,8; страхование дачи — 9,4; страхование детей —5,4; ДМС — 4,1 и страхование жизни — 3,8%.
ВЦИОМ проводит исследования потребительских настроений на страховом рынке уже в течение двух лет. За это время существенных изменений в его структуре и потенциале потребления не произошло. Существовала только одна интрига — ОСАГО, поскольку оно влияло на отношение к страхованию в целом как страхователей, таки потенциальных клиентов. По данным опросов, количество пользователей ОСАГО меньше, чем автовладельцев. Кроме того, существует достаточно большая группа нелояльных к ОСАГО (38%).
По мнению специалистов, в следующем году страховое сообщество должно переключиться на другие виды страхования. В ходе последнего исследования респондентам предлагалось выбрать вид страхования, который они приобрели, если бы у них появилась значительная свободная денежная сумма. Наибольшим спросом (34,6%)пользовалось страхование квартиры, 19,8% застраховали бы себя от несчастного случая и 17% приобрели бы страховой полис для детей. В то же время в реальном потреблении этот потенциал пока не отражен. Однако при определенном воздействии на рынок рост по этим видам страхования может быть очень динамичным.