По мнению главы Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) Александра Семеняки, в текущем году 24% населения России в состоянии купить квартиру с помощью собственных и заемных средств. У граждан иное мнение — по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), только 9% россиян считают ипотечное кредитование на покупку жилья доступным.
Проблемы развития сектора жилищных заимствований эксперты обсудили на Х Всероссийской конференции «Ипотечное кредитование в России». А. Семеняка подчеркнул, что сейчас у ипотеки открылось второе дыхание. По данным АИЖК, объем выданных кредитов в 2011 г. составил 712 млрд руб., что превысило докризисные показатели 2008 г. — 655 млрд руб.
В то же время генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева сообщила, что ипотека по-прежнему остается недоступной для большей части россиян. По подсчетам агентства, 81% населения России не может воспользоваться данным видом кредитования в случае возникновения потребности улучшить свои жилищные условия. Эксперт также заметила, что недоступность ипотеки остается на слишком высоком уровне независимо от пола, возраста и региона проживания.
По данным исследования, которое провело НАФИ, наибольший спрос на ипотечное кредитование приходится на жителей населенных пунктов от 500 000 человек. При этом россияне считают, что оптимальными параметрами ипотечного кредитования являются процентная ставка 7,5%, срок кредита — 10 лет и ежемесячная оплата 15 000 руб.
Основными препятствиями для взятия ипотечного кредита граждане называют низкий уровень и нестабильность доходов, а также высокие процентные ставки.
Опрос показал, что в 2012 г. жилищные условия планирует улучшить почти треть россиян, а наиболее востребованными способами решения данной проблемы остаются капитальный ремонт, перепланировка существующего жилья, покупка и обмен текущей недвижимости на новую.
Потенциально 8% граждан в течение трех лет рассматривают получение ипотечного кредита на покупку жилья, при этом чем старше население, тем оно меньше берет во внимание данный вид кредитования.