На заседании коллегии Минэкономразвития в понедельник, 23 апреля, разгорелся забавный спор между министром Эльвирой Набиуллиной и избранным президентом Владимиром Путиным об уровне налоговой нагрузки. Их данные разнились на десятки процентов. Возник вопрос: как же пишутся правительственные документы, если первые лица не согласовали между собой исходные параметры?
Эльвира Набиуллина перечислила семь болевых точек российской экономики: налоговая реформа, снижение стоимости энергоресурсов для бизнеса, укрепление финансовой системы, приватизация, пенсионная реформа, открытость экономики и «бюджетное правило».
На коллегии между В. Путиным и Э. Набиуллиной возник спор о налогах. Министр экономики утверждала, что у нас недопустимо высокая налоговая нагрузка на бизнес. Избранный президент поправлял ее: не такая и большая, если вычесть нефтегазовый сектор. Э. Набиуллина настаивала, что все равно процентов 50 — нагрузка в обрабатывающих отраслях. В. Путин возражал: 30%.
Но если у двух самых компетентных людей в стране по экономическим вопросам действительно не существует согласованных позиций, то вообще странно, как у нас происходит планирование при разнице в десятки процентов важных показателей.
Здесь, конечно, имеет место театральный подвох. Да в любой компании в Москве или Сыктывкаре главный бухгалтер быстро покажет на цифрах, каков уровень налогообложения. А если он вам доверяет, то расскажет, как умножается уже достаточно высокий уровень налогообложения с учетом «теневых» («серых» и «черных») поборов на развитие важных людей и институтов. Это то, что называется статусной рентой, или государственным рэкетом.
Оба спорщика не стали обострять дискуссию, а согласились, что надо эти цифры принять к сведению, чтобы к 2018 г. сделать лучше. Какие цифры — 30 или 50%, почему к 2018 г., а не к 2021-му? Не уточнялось. Но дискуссия получилась содержательной и страстной.
Второй момент по Набиуллиной заключается в том, что надо бы понять допустимый для экономики уровень цен на электроэнергию, газ и транспортные перевозки. «Мы не можем позволить, чтобы эти цены были выше, чем в странах — наших конкурентах», — говорила Э. Набиуллина. В. Путин снова вмешался с поправками — про «Газпром», конечно. Дескать, солидные инвесторы вкладывают деньги в развитие энергосистемы страны, мы не можем убить их прибыли запретом на рост тарифов.
Зато не вызвало возражений у действующего премьера и избранного президента предложение Э. Набиуллиной о том, что пора бы начать тратить чудом собранный в накопительной части будущих пенсий триллион рублей. В. Путин уклонился от прямого поощрения сегодня же растранжирить деньги тех, кто лет через 15—20 может дожить до пенсии, и дал поручение Минэкономразвития «найти новые источники экономического роста… до 1 июля — доработать проект закона о стратегическом планировании, а до конца года подготовить все основные госпрограммы».
Понятно, что это значит: появляется шанс в «умные» документы «спрятать» и идеи в отношении траты пенсионных накоплений тех, кто пока о своей пенсии не задумывается. Кстати, зря не задумывается.