В ходе работы VIII Пермского форума его участникам предложили высказать свои идеи, которые можно использовать при организации работы «Открытого правительства». Часть экспертов с энтузиазмом восприняла новую возможность высказать свое мнение кабинету министров, другие назвали данный проект просто бутафорией, призванной скрыть огромную пропасть между властью и обществом.
Основные контуры системы «Открытое правительство» глава государства Дмитрий Медведев обсудил с группой экспертов накануне форума. Особенности его работы президент также озвучил на заседании Госсовета на этой неделе. По его словам, процесс создания системы «Открытого правительства» может состоять из четырех основных элементов.
Во-первых, это механизмы постоянного и прямого информационного обмена между органами государственной власти, иными официальными структурами и гражданским обществом. Прозрачность власти, ее действий — основное условие взаимного доверия в обществе и эффективности государственной политики.
Во-вторых, профессиональные экспертные сообщества, все, кто хочет внести свой вклад в формирование социальной и экономической политики, должны получить такую возможность. Координирующей структурой может стать специальная комиссия, а основной экспертной площадкой — Экспертный совет при Правительстве России.
В-третьих, «Открытое правительство» должно стать еще одним источником постоянной обратной связи. Оно должно разрушить абсолютную монополию чиновников на разработку и оценку результативности собственной деятельности.
В-четвертых, «Открытое правительство» — это прозрачная, простая для граждан и эффективная система оказания государственных и муниципальных услуг. Прежде всего это касается повсеместного внедрения бесконтактных электронных технологий, минимизации документооборота, а также возможности оценки действий тех, кто такие услуги оказывает, и, конечно, быстрого решения возникающих проблем.
Мнения участников Пермского форума о потенциальной эффективности работы «Открытого правительства» оказались неоднозначными.
Власть не дают, а берут
Использование такой формы работы власти, как «Открытое правительство», позволит, по оценке советника президента страны Михаила Абызова, создать элемент системы государственного управления, обеспечивающий высокий уровень прозрачности всех ветвей власти в отношениях с обществом. Важнейший принцип его работы — диалог и вовлеченность всех сторон общественного договора. Оно должно стать площадкой, на которой пересекутся интересы власти и гражданского общества.
Алгоритм «человек — общество — государство», заложенный в основу системы «Открытого правительства», по мнению директора по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергея Алексашенко, и есть та парадигма, которая необходима сегодня для принятия правильных решений в экономике и политике.
Инициируя создание такой системы, власть, считает С. Алексашенко, приготовила себе большой «кнут». Он призвал участников форума относиться к «Открытому правительству» как к новой возможности общественного договора. «Власть не дают, власть берут. „Открытое правительство“ — шанс обществу больше влиять на власть. Мы в этот шанс можем не поверить и упустить его», — заявил ученый.
Открытость явно не в моде
Сегодня система управления, основными принципами работы которой являются открытость, взаимодействие с обществом, антикоррупционность, в нашей стране не работает из-за отсутствия фокуса на кадровых вопросах, подчеркнул эксперт департамента консультирования по налогообложению и праву «Делойт» СНГ Александр Брагин. Необходимо создание новой структуры, например федерального кадрового агентства, которое бы занималось решением этих вопросов на уровне государства.
Идеальный портрет потенциального государственного служащего включает в себя нацеленность на общественное благо, служение государству и обществу, навыки проектного управления, хорошую образовательную базу.
Участники форума сочли целесообразным ввести систему открытого экзамена для чиновников, чтобы любой желающий смог протестировать свои профессиональные знания в режиме онлайн. Главным же критерием эффективности системы управления государством должен стать фактор открытости и результативности этой работы.
Основные идеи, которые сейчас предлагаются для использования в работе «Открытого правительства», далеко не новы, многие из них возникли два года назад, часть — пять лет, некоторые — несколько сотен лет назад, заметил экс-министр труда и социального развития Александр Починок.
Внедрение подавляющей части этих идей в практику работы органов власти предполагалось в рамках деятельности Общественной палаты. Но сегодня две трети чиновников, которые принимают ответственные решения в той или иной сфере, даже не знают, что называется, в лицо экспертов, которые занимаются этой проблематикой в Общественной палате, поделился своими наблюдениями с участниками форума г-н Починок. Что уж говорить о реализации предложений палаты…
Очередной бутафорией назвал систему «Открытое правительство» руководитель медиагруппы «Живи!» Николай Усков. В реальности она призвана прикрыть отсутствие реальной демократии в нашей стране.
В целом же большинство экспертов сошлось во мнении, что сейчас важно понять, готово ли нынешнее закрытое правительство услышать критику в свой адрес и адекватно на нее реагировать. Если разумные предложения будут внедряться в жизнь, это станет показателем работающего механизма, считают они. По мнению губернатора Пермского края Олега Чиркунова, власть должна «перейти через баррикады и встать рядом с людьми», а не оставаться монополистом в отношениях с обществом.
Интерактивное голосование, которое провел модератор пленарного заседания С. Алексашенко, показало, что две трети участников Пермского форума сомневается в эффективности работы «Открытого правительства» и его возможностях повлиять на реальную работу кабинета министров РФ.