Экономические преступления были, есть и будут, пока осуществляется экономическая деятельность. Это — аксиома.
Консультационно-аудиторская компания PricewaterhouseCoopers обнародовала очередной обзор экономических преступлений в мире. В исследовании приняли участие представители 3,6 тысячи компаний (в 52% случаев свои фирмы представляли члены совета директоров, в 43%— финансовые менеджеры) из 34 стран. С российской стороны на вопросы экспертов ответили 75 участников, представлявших различные сектора экономики. Интересно, что в 2003 году, когда проводился предыдущий опрос, российские респонденты вообще отрицали факты экономических преступлений в их компаниях. В этом году ситуация изменилась.
Согласно результатам опроса-2005 49% отечественных компаний, принявших участие в исследовании, признали, что в процессе своей деятельности сталкивались с фактами мошенничества или экономическими преступлениями (мировой показатель равен 45%). При этом потери одной российской компании составили в среднем 3,1 млн долларов (в странах Центральной и Восточной Европы —926 тысяч, США — 1,7 млн). «Авторы» правонарушений в России в каждом втором случае — топ-менеджеры (в мире— 24%). Результаты исследования дали возможность экспертам составить портрет потенциального мошенника. В подавляющем большинстве (90%) случаев это мужчина. Причем российский жулик оказался самым образованным (в 78% случаев с одним или двумя высшими образованиями или ученой степенью!).
Мировая практика показывает, что наиболее эффективным методом обнаружения экономического преступления является внутренний аудит.
В России согласно результатам опроса главный помощник — внутренний анонимный источник. Аудит занимает четвертое место, на втором — внешний анонимный источник, на третьем — регулирующие органы.
Вернуть похищенные средства в России крайне сложно. Респонденты сообщили, что только в 5 случаях из 100 показатель «возврата» составляет 60 и более процентов. В подавляющем же большинстве (74%) случаев дело оборачивается безвозвратными потерями. В мире этот показатель значительно ниже, следовательно, экономические правонарушения в России связаны с существенно большими потерями для владельцев бизнеса, чем в других странах. Интересно, что в 39% случаев российские страховые компании по различным причинам отказывали потерпевшим в покрытии ущерба.
Проведенное исследование подтвердило тот факт, что чем больше средств и механизмов контроля существует в компании, тем выше ее шансы обнаружить или предотвратить противоправные действия и вернуть утраченное.
К сожалению, 43% отечественных компаний надеются на русский «авось», считая, что в ближайшем будущем эта участь их обойдет стороной.