Го-о-о-рько!

| статьи | печать

1 декабря в России появился новый субъект Федерации — Пермский край. Дотационному Коми-Пермяцкому автономному округу объединение выгодно в силу присоединения к более сильному субъекту РФ, а региону-донору — Пермской области — в силу получения доступа к дополнительным ресурсам, в первую очередь лесным.

У федерального центра, как отметил на пресс-конференции «Пермский край —предпосылки экономического роста нового субъекта РФ» (она прошла на этой неделе в Интерфаксе) глава региона Олег Чиркунов, тоже есть свои интересы в объединении регионов. Первый мотив — это элементарная экономия денег. Например, дотации Коми-Пермяцкому округу сохранятся до 2008 года, а потом будет формироваться объединенный бюджет Пермского края. И второй — это управляемость. Субъекты Федерации в стране есть с населением и в 10млн, и в 100 тыс. человек. А ведь это совершенно разные по своей сути субъекты управления.

Тенденцию объединения регионов в целом по стране губернатор называет логичной и разумной. Помимо всего прочего объединение позволяет оптимизировать расходы на госуправление, но оно невозможно без проведения муниципальной реформы (она, кстати, в Перми уже идет). Только если муниципалитеты будут более самостоятельными, субъекты смогут управлять большими территориями. Если удастся оставить на региональном уровне только те функции, которые невозможно спустить на уровень муниципальный, процесс объединения субъектов будет идти дальше.

Что касается уже свершившегося объединения области и округа, то бизнес от него пострадать не должен. По крайней мере принципы, которых придерживалась региональная власть в отношении предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности региона (см.«ЭЖ» № 38), остаются неизменными.

Регион по-прежнему намерен конкурировать за бизнес. Конечно, Пермский край итак весьма привлекателен для инвесторов — достаточно вспомнить хотя бы о том, что здесь богатые запасы природных ресурсов и хорошо развита промышленность. Но для того чтобы решить задачу диверсификации, необходимо создать «режим наибольшего благоприятствования».

Первый и традиционный способ здесь — снижение налоговой нагрузки. Напомним, что для уменьшения сроков окупаемости инвестиционных проектов в Перми снижается налог на прибыль с 24 до 20% за счет налога, поступающего в региональный бюджет.

Тем самым, правда, ограничиваются бюджетные доходы, но власть вынуждена быть эффективнее в расходовании бюджетных средств. Кстати, губернатор придерживается той точки зрения, что «государство должно не вкладывать деньги, а отдавать их бизнесу за счет снижения налогов». А еще — уйти из тех сфер, откуда это возможно. Государство должно покупать услугу на рынке (а не производить ее само) и предоставлять ее населению.

Второй блок вопросов — уменьшение иных издержек бизнеса (например, тарифов). Здесь планируется уйти от перекрестного субсидирования, чтобы ресурсы в крае стоили дешевле, чем на сопредельных территориях.