Меньше месяца осталось до окончания срока, на который ведущие нефтяные компании согласились заморозить цены на бензин под нажимом правительства. Что ждет отечественного покупателя в начале нового года, обсуждали в ходе видеоконференции в РИА «Новости» руководители ряда государственных ведомств и журналисты.
В качестве грустного пролога к видеоконференции Сергей Оганесян, руководитель Федерального агентства по энергетике (ФАЭ), рассказал о неутешительных перспективах нефтяной отрасли на ближайшее время.
Рост нефтедобычи, составлявший последние годы 10—12%, снизится в2005 г. до 2,4, а в наступающем году, по выражению чиновника, стабилизируется, а может быть, даже упадет. Старые месторождения постепенно исчерпываются, на разведку же новых у нефтяников не остается средств (которые конечно же им неоткуда получить, кроме карманов покупателей бензина).
Чтобы остановить надвигающуюся волну повышения цен, чиновники обещают сделать следующее.
Во-первых, изменить порядок расчета НДПИ и привязать его размер к трем показателям — степени выработанности месторождения, удаленности от транспортной инфраструктуры и качеству нефти.
Здесь уместно вспомнить, что этот законопроект чиновники писали свыше двух лет. Даже если депутаты окажутся более скорыми на руку, новые поправки в Налоговый кодекс вступят в силу не раньше начала 2007 г. Правда, руководитель ФАЭ выразил туманную надежду, что сам факт принятия таких новелл окажет моральное воздействие на нефтяные компании уже в 2006 г.
Во-вторых, создать государственный резерв нефтепродуктов, который можно использовать для интервенций на розничный рынок бензина по низким ценам. Его объемы, по оценке экспертов Минпромэнерго, могут составить около 5—7%от общего объема продаж. Такую же долю нефти может зарезервировать в своих емкостях Транснефть.
Сама по себе идея создания такого резерва заслуживает поддержки. Консолидация активов нефтяных компаний, которую государство активно проводит последнее время, создает реальные условия для формирования госрезерва.
Но на сегодняшний день нет ни положения, ни других нормативных документов, которые будут регулировать работу такого резервного фонда. А если чиновники их будут разрабатывать столько же лет, сколько и новый порядок расчета НДПИ, то скорых результатов ожидать не приходится.
В-третьих, усилить работу Федеральной антимонопольной службы (ФАС),которая должна бороться против сговора нефтяных корпораций. «Нельзя говорить, что сговора не было»,— признал Сергей Оганесян.
В этом году ФАС попыталась наложить серьезный штраф на Евроцементгруп —1,9 млрд руб. за нарушение антимонопольного законодательства на рынке цемента. Но дело до сих пор рассматривается в Арбитражном суде Москвы. Можно себе представить, какие суммы ФАС сможет отсудить у нефтяных гигантов…
Поэтому не стоит удивляться, что участвовавшие в видеоконференции чиновники отказались дать прогнозы цен на бензин в наступающем году. Но при этом напомнили, что новые месторождения нефти расположены в Арктической зоне, Восточной Сибири и на океанских шельфах, а значит, потребуют увеличения расходов на их разработку.