На 3 мая было запланировано представление избранным президентом Владимиром Путиным первых четырех дорожных карт, к составлению которых по его заданию этой зимой приступило Агентство стратегических инициатив (АСИ). Сколько будет карт всего — 32, 36 или больше, не сообщается. Очевидно, что при хорошем раскладе карты станут действующей программой избранного президента. Документы имеются в распоряжении «ЭЖ». Ознакомимся с их содержанием.
Прошлым летом была предпринята попытка написать программу В. Путина в форме свода народных инициатив. Но начинание провалилось. Потом ученые модернизировали Стратегию-2020, однако она оказалась при всем старании экспертов излишне радикальной в плане предоставления свобод бизнесам, территориям и просто гражданам. Попытка изложить планы в форме публицистики и разместить статьи по темам в крупных газетах всем была хороша, но широкого интереса не вызвала. Теперь программа номер четыре написана уже не от имени народа, не от ученых, не лично от В. Путина, а является обобщением соображений представителей российского бизнеса.
Идея понятна. Наметилась тенденция ухода малого и среднего бизнеса из России в Китай, Чехию и другие страны, где налоги гуманнее и чиновники ласковее. Напротив, инвестиции забыли дорогу в Россию. Поэтому АСИ получило четкое задание составить план по улучшению делового климата в стране. И задание выполнено.
Проект назван «Национальная предпринимательская инициатива (НПИ) „Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации“». Сформированные в АСИ рабочие группы к сегодняшнему дню изготовили первые четыре дорожные карты в рамках НПИ: «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» и «Совершенствование таможенного администрирования».
Готовые карты одновременно рекламировали сотрудники АСИ на совместной с газетой «Ведомости» конференции и лично В. Путин на коллегии Минэкономразвития 23 апреля.
На конференции зампред Правительства РФ Игорь Шувалов объявил: «До 2007 г. мы занимались созданием институциональной среды, сейчас мы вступаем в гонку за глобальный капитал». Дескать, для победы и написаны дорожные карты.
На коллегии Минэкономразвития В. Путин предупредил, что «чиновники федерального уровня обязаны будут выполнять требования бизнеса, изложенные в дорожных картах Агентства стратегических инициатив». На заседании наблюдательного совета АСИ 3 мая планировалось предметно рассмотреть первые четыре карты. «Считаю правильным затем утвердить эти дорожные карты», — добавил избранный президент.
Две из них представляем сегодня.
Дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»
По замыслу разработчиков проекта, реализация этой карты позволит значительно (вдвое) увеличить число организаций-экспортеров, существенно нарастить объемы российского несырьевого экспорта, в том числе поставок инновационной продукции, переломить тенденцию к снижению в экспорте доли товаров высокой степени обработки и выйти на показатель диверсификации экспорта, сопоставимый с аналогичными показателями для развитых стран, традиционно являющихся крупными поставщиками сырья на мировом рынке. Кроме того, реализация дорожной карты будет способствовать формированию широкого слоя конкурентоспособных, активных предпринимателей-экспортеров, в том числе из среды малых и средних предприятий, что позитивно отразится на состоянии конкуренции и делового климата в стране.
Выполнение мероприятий дорожной карты, отмечается в документе, сформирует стимулирующую экспорт институциональную среду, обеспечивающую конкурентоспособные условия деятельности российских компаний на мировом рынке. Реализация подпроектов дорожной карты будет осуществляться с 2012 по 2015 г., а основные элементы системы поддержки и продвижения экспорта должны быть созданы и внедрены до 2015 г.
Результаты (контрольные показатели и их целевые значения)
|
Текущее значение |
Целевое значение по итогам 2013 г. |
Целевое значение по итогам 2015 г. |
Целевое значение по итогам 2020 г. |
Индекс роста числа организаций-экспортеров (2011 г. = 100%) |
105 |
110 |
130 |
200 |
Индекс роста неэнергетического экспорта (2011 г. = 100%) |
107 |
115 |
140 |
250 |
Уровень (коэффициент) товарной |
>2,5 |
>2,8 |
>3,5 |
>7 |
диверсификации экспорта (от 1 до 96) |
|
|
|
|
Подпроекты и основные мероприятия
Подпроект /мероприятие |
Ключевой результат |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. Формирование общенациональной системы поддержки экспорта |
Достижение показателя удовлетворенности качеством и доступностью экспортных услуг на уровне не менее 70% к декабрю 2015 г. и 85% к декабрю 2020 г. |
|
|
1.1. Разработка национальной экспортной стратегии и механизма ее реализации — подготовить с участием бизнеса доклад о приоритетах экспортной деятельности до 2020 г. для Президента РФ и Федерального Собрания РФ |
Утвержденная национальная экспортная стратегия до 2020 г. |
30.06.2013 |
Минэкономразвития России, Минпромторг России, ВЭБ, ОАО «ЭКСАР», объединения предпринимателей |
1.2. Внедрение единых стандартов в сфере государственных экспортных услуг — разработать стандартные пакеты услуг для экспортеров, доступные на уровне федерального центра, субъектов РФ, торгпредств |
Внедренные единые стандарты государственных услуг для экспортеров на федеральном и региональном уровне |
30.06.2013 |
Минэкономразвития России, субъекты РФ, торгпредства |
1.3. Внедрение мониторинга и экспертизы бизнес-сообществом качества предоставляемых государством экспортных услуг – разработать механизм такого мониторинга и обратной связи |
Внедренная система мониторинга и экспертизы бизнес-сообществом качества предоставляемых государством экспортных услуг |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, объединения предпринимателей |
1.4. Усиление стратегического планирования и координации в сфере поддержки экспорта – создать Совет по развитию экспорта при Президенте РФ, создать отдельный Департамент поддержки экспорта в структуре Минэкономразвития |
Утвержденное положение о Совете по развитию экспорта при Президенте РФ |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, Минпромторг России, другие уполномоченные органы |
1.5. Усиление межрегиональной координации в сфере поддержки экспорта — создать Ассоциацию экспортно ориентированных несырьевых регионов России для более активного вовлечения региональных органов исполнительной власти в сферу стимулирования, поддержки и развития ВЭД МСП |
Проведенная учредительная конференция Ассоциации экспортно ориентированных несырьевых регионов России |
30.06.2013 |
Минэкономразвития России, Минрегион России, субъекты РФ |
2. Упрощение и ускорение административных и фискальных процедур при экспорте |
Достижение показателя среднего срока прохождения всех таможенных процедур при экспорте по методологии Всемирного банка — не более 15 дней к декабрю 2015 г. и десять дней к декабрю 2020 г. |
|
|
2.1. Внедрение упрощенных процедур таможенного оформления при экспорте – аналогично порядку при импорте (распоряжение ФТС России от 06.10.2011 № 179Р) |
Распоряжение ФТС России о применении упрощенных процедур таможенного оформления при экспорте |
31.12.2012 |
ФТС России |
2.2. Создание единой информационной экспортной системы для целей оптимизации государственного контроля в данной сфере, организации эффективного электронного межведомственного информационного обмена между таможенными органами стран ТС, а также между таможенными и налоговыми органами РФ в целях упрощения процедуры возврата НДС по экспортным сделкам |
Внедренная единая информационная система по экспортным операциям |
30.06.2013 |
ФНС России, ФТС России |
2.3. Либерализация процедуры возмещения НДС — снизить уровень требований для использования заявительного порядка возмещения, сократить сроки подтверждения факта вывоза товара посредством использования ФНС базы ФТС или автоматического направления ФТС копии декларации экспортеру и в ФНС, в т.ч. средствами электронной почты |
Внесение изменений в НК РФ, документы ФТС России и ФНС России, регулирующие процедуру возмещения НДС |
30.09.2012 |
Минфин России, ФНС России, ФТС России |
2.4. Введение заявительного порядка возмещения НДС при экспорте продукции собственного производства для МСП и экспортеров промышленной продукции (группы ТН ВЭД 84 и далее) без предоставления банковской гарантии |
Реализация заявительного порядка возмещения НДС |
31.12.2012 |
Минфин России, ФНС России, ФТС России |
2.5. Отмена валютного контроля и паспорта сделки при экспорте несырьевых товаров и услуг |
Внесение изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», НК РФ, КоАП РФ, соответствующие нормативные документы Банка России и ФТС |
31.12.2012 |
Минфин России, Банк России, ФТС России |
3. Расширение ассортимента и повышение доступности финансовых услуг для экспортеров |
Достижение доли экспорта, пользующегося государственной финансовой поддержкой, в общем объеме несырьевого экспорта РФ не менее 15% к декабрю 2015 г. |
|
|
3.1. Совершенствование механизмов государственной гарантийной поддержки экспорта, возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях — обеспечить адаптацию данных механизмов в соответствии с международными обязательствами России и их развитие в соответствии с потребностями экспортеров в получении конкурентоспособного экспортного финансирования |
Внесение изменений и дополнений в постановления Правительства РФ о порядке предоставления государственных гарантий по экспорту и возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по экспортным кредитам |
31.12.2012 |
Минфин России, Минпромторг России |
3.2. Внедрение новых финансовых продуктов для экспортеров, в том числе ориентированных на малые и средние компании, начинающих экспортеров — разработать на базе ОАО «ЭКСАР» современные финансовые продукты и распространить лучшую практику |
Внедрение ОАО «ЭКСАР» новых финансовых продуктов для экспортеров (пилотная стадия) |
31.12.2012 |
Минфин России, ВЭБ, ОАО «ЭКСАР» |
3.3. Стимулирование кредитных организаций к разработке и внедрению инновационных инструментов финансирования экспорта — снизить нормы обязательного резервирования и достаточности капитала по активам, сформированным кредитами и процентами по ним, выданными экспортерам с обеспечением в виде договоров страхования ОАО «ЭКСАР» |
Нормативный акт Банка России об установлении норм обязательного резервирования и достаточности капитала по активам коммерческих банков с обеспечением в виде договоров страхования ОАО «ЭКСАР» |
31.12.2012 |
Банк России |
3.4. Создание условий для реализации дебиторской задолженности нерезидентов по экспортным контрактам в качестве финансового актива — предоставить экспортерам доступ к открытому международному факторингу, использованию эскроу-счетов |
Ратификация Россией Конвенции УНИДРУА «О международном факторинге», внесение изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ, соответствующие нормативные документы Банка России и ФТС |
31.12.2012 |
Минфин России, Банк России |
3.5. Развитие рынка и культуры экспортного финансирования — создать в головных и региональных отделениях банков (в т.ч. ВЭБе) и лизинговых компаний с государственным участием консультационные центры широкого профиля для экспортеров |
Созданные консультационные центры для экспортеров |
31.12.2013 |
Банки и лизинговые компании с государственным участием |
3.6. Разработка механизма использования средств, выделяемых РФ в целях содействия международному развитию, для закупки товаров и услуг у отечественных производителей |
Внесение изменений и дополнений в Российскую национальную программу содействия международному развитию |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, Минфин России |
4. Развитие информационных ресурсов и информационной среды в сфере экспортной деятельности |
Достижение показателя удовлетворенности пользователей услугами портала на уровне не менее 90% к декабрю 2015 г. и 95% к декабрю 2020 г. |
|
|
4.1. Улучшение пользовательских характеристик и контента портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России — внедрить предложения пользователей (технологий краудсорсинга) |
Модуль краудсорсинга на портале |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, региональные центры поддержки экспорта |
4.2. Создание на портале каталога экспортно ориентированных товаров и услуг и его систематическое обновление |
Каталог экспортно ориентированных товаров и услуг на портале |
30.06.2013 |
Минэкономразвития России, региональные центры поддержки экспорта |
4.3. Создание сервиса типовых информационных услуг торгпредств для экспортеров, оказываемых на портале, — разработать регламент предоставления услуг |
Регламент услуг торгпредств для экспортеров, оказываемых на портале |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, торгпредства |
4.4. Разработка механизма и регламента взаимодействия региональных центров поддержки экспорта с порталом, включая перечень услуг региональных центров, предоставляемых через портал |
Регламент взаимодействия региональных центров поддержки экспорта с порталом |
30.06.2013 |
Минэкономразвития России, региональные центры поддержки экспорта |
4.5. Создание онлайнового консалтингового сервиса для экспортеров на портале |
Страница онлайн-консультирования на портале |
30.06.2013 |
Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФТС России, ОАО «ЭКСАР», ВАВТ |
4.6. Повышение качества информационной работы торгпредств — обеспечить доступ к необходимым источникам в стране пребывания, утвердить перечень таких источников |
Правила бюджетирования торгпредств для приобретения необходимой информации |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, торгпредства |
4.7. Создание сайтов торговых представительств в странах — основных торговых партнерах на языке страны пребывания |
Действующие сайты торговых представительств |
31.12.2013 |
Минэкономразвития России, торгпредства |
4.8. Развитие независимых информационных ресурсов в сфере ВЭД — создать реестр источников информации по ВЭД |
Реестр источников информации по ВЭД |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, объединения предпринимателей |
4.9. Разработка механизма и программы целевого финансирования маркетинговых исследований по приоритетным и перспективным направлениям развития экспорта |
Утвержденная программа целевого финансирования маркетинговых исследований по приоритетным направлениям развития экспорта |
30.09.2012 |
Минэкономразвития России |
4.10. Разъяснение возможностей и преимуществ экспортной деятельности — провести скоординированную общенациональную рекламно-информационную кампанию «Экспортируй сейчас» |
Проведение рекламно-информационной кампании «Экспортируй сейчас» — охват не менее 50% субъектов РФ к декабрю 2013 г., полный охват субъектов РФ к декабрю 2015 г. |
31.12.2015 |
Минэкономразвития России, Минпромторг России, субъекты РФ, ОАО «Эксар», объединения предпринимателей |
5. Развитие региональной инфраструктуры поддержки экспорта, ориентированной на МСП, начинающих экспортеров |
Достижение доли организаций-экспортеров в общем числе зарегистрированных МСП на уровне не менее 20% к декабрю 2015 г. и 30% к декабрю 2020 г. |
|
|
5.1. Разработка и принятие Концепции развития национальной инфраструктуры поддержки ВЭД МСП, включая проработку вопроса создания Агентства по развитию экспорта (с учетом требований ВТО и передового зарубежного опыта) |
Утвержденная Концепция развития национальной инфраструктуры поддержки ВЭД |
31.12.2013 |
Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, ВАВТ, ОАО «Эксар» |
5.2. Завершение формирования организационно-правовой базы функционирования региональных центров поддержки экспорта, включая разработку и принятие стандартов и регламентов их деятельности, механизма взаимодействия с другими институтами в сфере развития ВЭД (ФОИВы, институты развития, торгпредства, объединения предпринимателей) |
Утвержденные стандарты и регламенты деятельности региональных центров поддержки экспорта и их взаимодействия с другими институтами в сфере развития ВЭД |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, ВАВТ |
5.3. Завершение институционального оформления российской сети ЕИКЦ как частно-государственного элемента региональной инфраструктуры поддержки ВЭД МСП с управляющей структурой на базе Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса |
Утвержденная концепция развития российской сети ЕИКЦ с управляющей структурой на базе Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, ВАВТ |
5.4. Создание сети сертифицированных внешнеторговых посредников — разработать механизм и провести сертификацию квалифицированных внешнеторговых посредников для работы с МСП |
Утвержденная методика сертификации внешнеторговых посредников для работы с МСП |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, ВАВТ |
5.5. Разработка модулей обучения/повышения квалификации сотрудников региональной инфраструктуры поддержки ВЭД МСП |
Утвержденные программы обучения/повышения квалификации сотрудников региональной инфраструктуры поддержки ВЭД МСП |
30.06.2013 |
Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, ВАВТ |
5.6. Инвентаризация, систематизация и реализация финансовых и нефинансовых механизмов и инструментов поддержки ВЭД МСП в субъектах РФ путем разработки региональных программ развития ВЭД |
Утвержденные региональные программы развития ВЭД — не менее 50% субъектов РФ к декабрю 2013 г., 100% субъектов РФ к декабрю 2015 г. |
31.12.2015 |
Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей |
5.7. Разработка механизма финансирования региональной инфраструктуры поддержки ВЭД МСП (нормативные акты, процедуры, регламенты, отчетность, мониторинг и контроль, оценка эффективности) |
Утвержденный пакет документов, необходимых для финансирования региональной инфраструктуры поддержки ВЭД МСП |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей |
5.8. Разработка типового порядка предоставления региональной инфраструктурой финансовой поддержки МСП, начинающим экспортерам (услуги, процедуры, регламенты и стандарты, отчетность, мониторинг и контроль, оценка эффективности) |
Утвержденный регламент/порядок предоставления региональной инфраструктурой финансовой поддержки МСП |
30.06.2013 |
Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей |
6. Развитие институтов и механизмов промоутерской поддержки экспорта |
Увеличение числа зарубежных промоутерских мероприятий федеральных органов исполнительной власти до не менее 30 в течение 2015 г. и не менее 50 в течение 2020 г. |
|
|
6.1. Создание механизма планирования и организации целевых мероприятий по освоению внешних рынков — бизнес-миссий, партнериатов с участием МСП (в т.ч. для привлечения МСП к участию в кооперационных цепочках ведущих мировых производителей на основе формирования пулов заинтересованных компаний, поощрения офсетных сделок) и др. |
Утвержденный регламент/порядок планирования и организации мероприятий по освоению внешних рынков. Поручение руководителя российской части МПК |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, Минфин России и др. ФОИВы, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, торгпредства, объединения предпринимателей |
6.2. Развитие деятельности МПК в интересах российских экспортеров — внедрить КПЭ деятельности МПК на базе проектно-ориентированного подхода с учетом результатов лоббирования интересов российского бизнеса, содействия в преодолении барьеров и закреплении на рынке, совершенствовать механизм привлечения деловых кругов и регионов к формированию повестки работы МПК и участию в реализуемых проектах |
Внедренные КПЭ для оценки деятельности МПК по поддержке продвижения экспорта |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России |
6.3. Развитие зарубежной товаропроводящей сети в формате ЧГП — создать в случае экономической целесообразности торговые дома РФ за рубежом, центры технической поддержки, региональные консигнационные склады и др., разработать механизм реализации ЧГП применительно к данному виду деятельности |
Реализованные пилотные проекты создания зарубежной товаропроводящей сети в формате ЧГП, проведенный аудит эффективности проектов |
31.12.2014 |
Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минфин России, объединения предпринимателей |
6.4. Реализация пилотных проектов по продвижению национального, региональных и фирменных брендов в формате ЧГП |
Реализованные пилотные проекты по продвижению национального, региональных и фирменных брендов в формате ЧГП, проведенный аудит эффективности проектов |
31.12.2014 |
Минэкономразвития России, МИД России, официальные загранпредставительства РФ, деловые советы |
6.5. Использование двусторонних деловых форматов сотрудничества для продвижения экспорта — создать на базе/с привлечением деловых советов по торгово-экономическому сотрудничеству России с зарубежными странами систему лоббистских структур |
Реализованные пилотные проекты по созданию российских лоббистских структур за рубежом, проведенный аудит эффективности деятельности таких структур |
31.12.2013 |
Минэкономразвития России, Минфин России, МИД России, ТПП РФ, деловые советы и объединения предпринимателей |
6.6. Формирование сети (корпуса) внешнеторговых консультантов — на базе бывших сотрудников системы Внешторга, отставных внешнеторговых менеджеров, соотечественников, проживающих за рубежом |
Реализованный механизм деятельности сети внешнеторговых консультантов |
31.12.2013 |
Минэкономразвития России, МИД России |
7. Обеспечение системной работы торговых представительств по продвижению экспорта |
Достижение показателя удовлетворенности участников ВЭД услугами торгпредств на уровне не менее 70% в 2015 г. и 85% в 2020 г. |
|
|
7.1. Развитие деятельности (усиление оперативной и маркетинговой работы) торговых представительств по предоставлению услуг участникам ВЭД — разработать регламент деятельности торгпредств по предоставлению услуг, разработать и внедрить пакеты услуг, ориентированных на малых и средних экспортеров — обязательных (на безвозмездной основе) и дополнительных (на коммерческих принципах), развивать электронные форматы предоставления услуг |
Утвержденный регламент деятельности торгпредств по предоставлению услуг участникам ВЭД, внедрение пакетов услуг для малых и средних экспортеров |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, торгпредства |
7.2. Формирование механизма прямого взаимодействия торговых представительств с региональными центрами поддержки экспорта — разработать и использовать соответствующее типовое соглашение |
Утвержденное типовое соглашение о взаимодействии торговых представительств с региональными центрами поддержки экспорта до декабря 2012 г. |
|
|
Охват соглашениями не менее 50% субъектов РФ и 50% торгпредств к декабрю 2013 г. и полный охват к декабрю 2015 г. |
31.12.2015 |
Минэкономразвития России, торгпредства, региональные центры поддержки экспорта |
|
7.3. Разработка механизма взаимодействия торгпредств с российскими лоббистскими центрами |
Утвержденный порядок взаимодействия торгпредств с российскими лоббистскими центрами |
31.12.2012 |
Минэкономравзития России, торгпредства, деловые советы |
7.4. Отладка системы оценки эффективности работы торгпредств с акцентом на результаты деятельности по продвижению экспорта |
Усовершенствованные КПЭ оценки деятельности торгпредств по продвижению экспорта |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, торгпредства |
7.5. Совершенствование географического размещения торговых представительств с учетом интересов бизнеса — создать новые торгпредства и их отделения в центрах зарубежной коммерческой активности российского бизнеса, наделить зарубежные представительства госкорпораций, компаний с госучастием, ТПП РФ, субъектов РФ полномочиями государственного агента по поддержке ВЭД при отсутствии торгпредства |
Охват системой официального представительства торгово-экономических интересов РФ стран, суммарно обеспечивающих не менее 90% экспорта |
31.12.2015 |
Минэкономразвития России |
7.6. Направление на работу в торговые представительства представителей субъектов РФ, отраслевых и региональных объединений производителей и экспортеров – разработать соответствующий механизм |
Утвержденный порядок направления на работу в торгпредства представителей субъектов РФ и объединений предпринимателей |
30.06.2012 |
Минэкономразвития России, торгпредства |
8. Улучшение условий доступа на внешние рынки |
Достижение показателя устраненных торговых ограничений в отношении российских товаров, услуг и инвестиций на внешних рынках на уровне не менее 30 в течение 2015 г. и ежегодно в последующий период |
|
|
8.1. Формирование партнерства государства и бизнеса в целях идентификации мер, оказывающих негативное влияние на доступ российских товаров, услуг и капиталов на внешние рынки, либерализации торговых ограничений и устранения дискриминационных торговых барьеров на внешних рынках — создать институциональный механизм такого партнерства |
Утвержденный регламент взаимодействия государства и бизнеса по преодолению ограничений на внешних рынках |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, торгпредства, объединения предпринимателей |
8.2. Создание системы эффективного и транспарентного предоставления услуг бизнесу в сфере торговой политики — усовершенствовать базу данных по ограничительным мерам в отношении российской продукции, подготовить серии печатных изданий по вопросам торговой политики для бизнеса (докладов и рекомендаций), провести обучающие круглые столы, семинары, конференции по вопросам защиты российских участников ВЭД |
Доработанная база данных по ограничительным мерам в отношении российской продукции с расширенным функционалом |
31.12.2013 |
Минэкономразвития России, торгпредства |
8.3. Запуск специальных обучающих модулей в области торговой политики, создание необходимого экспертного, кадрового и научного потенциала — разработать программы обучения и повышения квалификации в области торговой политики и правил международной торговли, целевыми аудиториями которых будут органы исполнительной власти федерального и регионального уровней, торгпредства, участники ВЭД |
Утвержденные программы обучения/повышения квалификации в области торговой политики |
30.06.2013 |
Минэкономразвития России, ВАВТ, НИУ-ВШЭ и др. вузы |
8.4. Снижение и устранение визовых ограничений во взаимоотношениях с основными торгово-экономическими партнерами — разработать план-график взаимного снятия визовых ограничений по приоритетным партнерам (не менее двух визовых режимов в год) |
Утвержденный план-график взаимного снятия визовых ограничений по приоритетным партнерам (не менее двух визовых режимов в год) |
31.12.2012 |
МИД России |
9. Развитие элементов самоорганизации в среде экспортеров |
Достижение показателя охвата деятельностью региональных объединений производителей и экспортеров на уровне не менее 70% субъектов РФ к декабрю 2015 г. |
|
|
9.1. Формирование и четкое определение функций отраслевых и региональных объединений производителей и экспортеров в сфере поддержки экспорта — разработать новое Положение об отраслевых и региональных объединениях производителей и экспортеров |
Утвержденное положение об отраслевых и региональных объединениях производителей и экспортеров |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минрегион России, субъекты РФ |
9.2. Формирование системы стимулов для самоорганизации экспортеров — передать их объединениям ряд полномочий в сфере поддержки экспорта (в том числе облегчающих для их членов доступ к экспортным услугам), предоставить информационно-консультационное содействие, возможность выдвижения своих членов на соискание наград за достижения в экспорте |
Утвержденный порядок взаимодействия Минэкономразвития с отраслевыми и региональными объединениями производителей и экспортеров |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, Минпромторг России |
9.3. Проведение Всероссийской конференции представителей отраслевых и региональных объединений производителей и экспортеров — создать оргкомитет, разработать программу конференции, механизм отбора кандидатов для выдвижения на награды за достижения в экспорте |
Проведенная Всероссийская конференция представителей отраслевых и региональных объединений производителей и экспортеров |
30.06.2013 |
Минэкономразвития России, Минпромторг России, субъекты РФ, объединения производителей и экспортеров |
9.4 Модернизация сбора данных об экспортерах России — разработать новые статистические формы и сводную статистику, позволяющую вести учет общего числа экспортеров и экспортных трансакций, признаков размерности и типа организаций-экспортеров, др. |
Утвержденные формы отчетности, позволяющие вести учет общего числа экспортеров и экспортных трансакций, признаков размерности и типа организаций-экспортеров |
31.12.2012 |
Минэкономразвития России, ФТС России, Росстат |
Дорожная карта «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»
В общем описании проекта сказано, что он призван облегчить условия подключения пользователей к энергетической инфраструктуре в России. Предлагается сделать процедуру подключения к энергосети более простой, быстрой, прозрачной и менее затратной.
Авторы данного проекта уверены, что исполнение дорожной карты позволит существенно снизить количество этапов присоединения (с десяти до пяти), время на прохождение всех этапов по получению доступа к энергосети (с 281 до 40 дней), а также затраты на получение доступа к энергосети (с 1852 до 25% от ВВП на душу населения) к 2020 г.
Реализация подпроектов дорожной карты планируется с 2012 по 2019 г. Первые эффекты (отмена одного этапа с введением уведомительного порядка согласования) должны быть достигнуты уже в 2013 г.
Можно согласиться, что, если такие показатели будут достигнуты, «реализация проекта позволит добиться улучшения инвестиционного климата в России и, как следствие, повышения притока капитала в страну и роста уровня жизни».
Результаты (контрольные показатели и их целевые значения)
|
Текущее значение |
2013 г. |
2015 г. |
2020 г. |
Общая позиция в рейтинге |
183 |
177 |
60 |
20 |
Количество этапов |
10 |
8 |
6 |
5 |
Срок подключения, дней |
281 |
276 |
45 |
40 |
Стоимость подключения, % от ВВП на чел. |
1852 |
938 |
938 |
25 |
Подпроекты и основные мероприятия
Подпроект/мероприятие |
Ключевой результат |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. Совершенствование правил ТП и создание условий сокращения сроков и этапов ТП |
Сокращение количества этапов на два Сокращение срока присоединения на 136 дней |
31.01.2015 |
Министерство энергетики РФ |
1.1. Введение уведомительного порядка согласования — предусмотреть уведомительный порядок согласования допуска в эксплуатацию объектов потребителя до 750 кВА и уровнем напряжения до 10 кВ с Ростехнадзором |
Сокращение количества этапов присоединения на один Сокращение срока присоединения на 30 дней |
30.09.2012 |
Министерство энергетики РФ |
1.2. Усиление постконтроля — предусмотреть необходимые механизмы, позволяющие Ростехнадзору проводить последующий контроль потребителей, присоединившихся в уведомительном порядке |
Недопущения роста аварийности в связи с переходом на уведомительный порядок ТП |
30.09.2012 |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору |
1.3. Предоставление рассрочки платежа — создать и внедрить типовой договор по технологическому присоединению потребителей от 15 до 150 кВА с условием о возможности предоставления рассрочки платежа за услуги по технологическому присоединению |
Сокращение срока присоединения потребителей, не имеющих достаточных ресурсов для единовременной оплаты ТП |
30.09.2012 |
Федеральная антимонопольная служба |
1.4. Сокращение нормативных сроков согласования проектов – разработать и реализовать законодательные инициативы по сокращению сроков согласования проектов присоединения к энергосетям до десяти дней. Определить формулировку техпроекта по подключению к энергосетям и определить критерии для его создания. Исключить Ростехнадзор из согласования проектов до 150 кВА |
Сокращение срока присоединения на 20 дней |
30.09.2012 |
Министерство энергетики РФ |
1.5. Сокращение предельных сроков присоединения (при наличии возможности присоединения и согласии заявителя):
— вдвое для потребителей с присоединенной мощностью от 15 кВА до 750 кВА включительно; — до одного года для потребителей с присоединенной мощностью свыше 750 кВА |
Сокращение срока присоединения на 20 дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект) |
31.01.2013 |
Министерство энергетики РФ |
1.6. Ускорение процесса выделения земель под строительство сетевых объектов — разработать комплекс мер совместно с правительством Москвы (для пилотного проекта) и тиражировать результаты на всю страну |
Сокращение срока присоединения на десять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект) |
Пилот: 31.01.2013 Внедрение: 31.01.2014 |
Правительство Москвы, Министерство регионального развития РФ |
1.7. Сокращение сроков получения разрешения на земляные работы – законодательно обязать администрации районов и МО сократить сроки выдачи разрешения на земляные работы (список представляемых документов должен быть закрытым и единообразным) |
Сокращение срока присоединения на десять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект) |
Пилот: 31.01.2013 Внедрение: 31.01.2014 |
Министерство регионального развития РФ |
1.8. Разработка механизмов ускоренного подключения по временной схеме в том числе за счет систем автономного питания:
|
Разработанный механизм присоединения по временной схеме Сокращение срока присоеднения на 25 дней |
30.09.2012 |
Министерство энергетики РФ |
1.9. Совершенствование механизма временного присоединения:
|
Увеличение прозрачности и понятности для потребителя механизмов временного присоединения |
30.09.2012 |
Министерство энергетики РФ |
1.10. Определение механизма экономической целесообразности подключения удаленных потребителей:
|
Разработанный механизм позволяющий разделить удаленных потребителей на тех, кто присоединяется на стандартных условиях, и тех, кто в силу своей удаленности должен присоединяться на особых условиях (в том числе с помощью распределенных источников энергии) |
31.01.2013 |
Министерство энергетики РФ |
1.11. Введение уведомительного порядка оповещения сбытовых компаний о надлежащем присоединении — осуществлять прием приборов учета на основании уведомления сетевой организации |
Сокращение этапов присоединения на один Сокращение срока присоединения на 21 день |
30.06.2012 |
Министерство энергетики РФ |
1.12. Обеспечение опережающего развития сетевой инфраструктуры:
|
Согласованное планирование электросетевой инфраструктуры на муниципальном и федеральном уровне, а также в разрезе строительства и энергетики |
Пилот: 30.06.2013 Внедрение: 31.01.2015 |
Пилот: Правительство Москвы Внедрение: Министерство энергетики РФ |
2. Совершенствование правового механизма перераспределения свободной мощности |
Сокращение срока присоединения на 30 дней |
30.09.2013 |
Министерство экономического развития РФ |
2.1. Совершенствование принципов перераспределения мощности – определить объемы рынка, мотивацию участников, методы регулирования и контроля |
Информация по объему рынка и мотивации участников |
31.12.2012 |
Министерство энергетики РФ |
2.2. Инвентаризация максимальной мощности |
Актуальные данные о максимальной мощности |
31.03.2013 |
Министерство энергетики РФ |
2.3. Разработка системы учета и раскрытия информации о мощности |
Система учета максимальной мощности и правила раскрытия информации о мощности |
30.06.2013 |
Министерство энергетики РФ |
2.4. Создание стимулов и механизмов к высвобождению неиспользуемой мощности |
Система, мотивирующая пользователей избавляться от излишков мощности |
Пилот: 31.03.2013 Внедрение: 30.09.2013 |
Министерство энергетики РФ |
2.5. Создание информационной площадки – создать портал, позволяющий потребителям публиковать заявки по получению /отказу мощности. Добавить в портал исчерпывающую информацию по правилам перераспределения и правам потребителя и организовать горячую линию |
Сокращение срока присоединения на 20 дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект) |
Пилот: 31.12.2012 Внедрение: 30.04.2013 |
Министерство энергетики РФ |
2.6. Создание отдельного тарифа на перераспределение мощности внутри одного питающего центра — ввести стандартизированные тарифные ставки на перераспределение мощности внутри одного питающего центра |
Стандартизованный тариф на перераспределение мощности внутри одного питающего центра |
Пилотный проект: 31.12.2012 Внедрение: 30.04.2013 |
Федеральная служба по тарифам |
2.7. Создание типового договора на технологическое присоединение к сети путем перераспределения мощности |
Сокращение срока присоединения на пять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект) |
30.09.2012 |
Федеральная антимонопольная служба |
2.8. Совершенствование регламента по перераспределению мощности |
Сокращение срока присоединения на пять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект) |
Пилот: 31.12.2012 Внедрение: 30.04.2013 |
Министерство экономического развития РФ |
2.9. Компенсация упущенных доходов – разработать и утвердить нормативным правовым актом Методические указания по определению выпадающих доходов сетевых организаций от предоставления льгот по технологическому присоединению заявителей |
Методические указания по определению выпадающих доходов сетевых организаций от предоставления льгот по технологическому присоединению заявителей |
31.12.2012 |
Федеральная служба по тарифам |
3. Снижение тарифов на ТП |
Сокращение срока присоединения на 50 дней Сокращение стоимости присоединения до 25% от ВВП на человека |
31.12.2014 |
Министерство экономического развития РФ |
3.1. Проработка механизма вмененной ставки – разработать схему, в которой потребитель платит минимальный платеж за ТП, но при этом подписывает долгосрочный пятилетний договор, в котором финансово гарантирует определенный объем потребления электрической энергии в течение пяти лет |
Разработанный механизм, позволяющий потребителю минимизировать платеж за ТП |
Пилот: 30.09.2012 Внедрение: 30.09.2013 |
Федеральная служба по тарифам |
3.2. Фиксирование тарифов на весь период регулирования – предусмотреть обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов утверждать тарифы на технологическое присоединение по всем категориям потребителей на весь период регулирования по каждому уровню напряжения с учетом категорийности, как с инвестиционной составляющей, так и без нее |
Сокращение срока присоединения на 50 дней |
30.06.2013 |
Министерство экономического развития РФ |
3.3. Нормативное снижение стоимости ТП для потребителя – предусмотреть внесение компенсации затрат сетевой организации на осуществление ТП в тариф за передачу (посредством вмененной ставки или RAB) |
Поэтапное сокращение стоимости присоединения до 25% от ВВП на человека |
31.12.2014 |
Федеральная служба по тарифам |
3.4. Разработка механизма финансирования государством инвестиционных программ по развитию инфраструктуры |
Поддержка реализации проекта по сокращению стоимости подключения |
31.12.2013 |
Федеральная служба по тарифам |
4. Совершенствование инструментов регулирования, внедрение единого бенчмаркинга |
Методика ранжирования и оценки сетевых компаний |
30.04.2013 |
Федеральная служба по тарифам |
4.1. Разработка и выбор методики ранжирования сетевых компаний на основании лучшего мирового опыта – определить эффективность управления расходами (как на операционную деятельность, так и инвестиционными) посредством сравнения со средним по индустрии, лучшими компаниями в отрасли, статистической моделью сетевой компании |
Методика ранжирования сетевых компаний |
31.12.2012 |
Федеральная служба по тарифам |
4.2. Моделирование пилотных проектов и внедрение – подготовить оценку эффективности сетевых компаний и оценить применимость выбранной методики на основании одного или нескольких методов проведения ранжирования |
Механизм оценки сетевых компаний по методике ранжирования |
30.04.2013 |
Федеральная служба по тарифам |
5. Оптимизация регулирования сетевых компаний для повышения качества обслуживания клиентов |
Повышение качества услуг сетевых организаций |
31.07.2014 |
Федеральная служба по тарифам |
5.1. Совершенствование стандартов качества |
Скорректированные стандарты оценки качества ТП |
30.09.2012 |
Федеральная служба по тарифам |
5.2. Интеграция факторов повышения эффективности работы сетевых организаций в методику расчета тарифов – установить связь между качеством оказываемых услуг (в соответствии со стандартами качества) и уровнем выручки (через коэффициент индексации или иной механизм ценового регулирования) |
Механизм ценообразования с учетом уровня качества оказываемых услуг |
31.07.2013 |
Федеральная служба по тарифам |
6. Внедрение программ совершенствования деятельности сетевых компаний |
Сокращение количества этапов присоединения на три Сокращение срока присоединения на 15 дней |
31.01.2013 |
Министерство энергетики РФ |
6.1. Изменение мотивационной схемы менеджмента сетевых компаний с государственным участием – установить показатели эффективности деятельности в области технологического присоединения (сокращение времени выдачи договора и технологического присоединения, снижение количества жалоб, повышение удовлетворенности заявителей) |
Сокращение количества этапов присоединения на три Сокращение срока присоединения на десять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект) |
31.12.2012 |
Министерство экономического развития РФ |
6.2. Внедрение единых стандартов обслуживания клиентов сетевых организаций |
Единые стандарты обслуживания клиентов сетевых организаций |
31.01.2013 |
Министерство энергетики РФ |
6.3. Внедрение онлайн-обслуживания клиентов – обеспечить прием заявок от малого и среднего бизнеса через Интернет (возможность отслеживать исполнение заявки в режиме реального времени) с выдачей договоров ТП в кратчайшие сроки |
Сокращение срока присоединения на пять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект) |
Пилот: 30.06.2012 Внедрение: 31.01.2013 |
Министерство энергетики РФ |
6.4. Разработка системы КПЭ персонала сетевых компаний с учетом показателей качества обслуживания — внедрить показатели эффективности деятельности в области технологического присоединения (создание резервов мощности для технологического присоединения, сокращение времени выдачи договора и технологического присоединения, снижение количества жалоб, повышение удовлетворенности заявителей). Установить зависимость премии менеджеров и персонала от достижения ключевых показателей эффективности |
Система мотивации сотрудников сетевых организаций на повышение клиентоориентированности |
31.01.2013 |
Министерство энергетики РФ |
7. Внедрение единых стандартов раскрытия информации по ТП |
Сокращение срока присоединения на десять дней |
31.12.2012 |
Министерство экономического развития РФ |
7.1. Совершенствование и внедрение стандартов по раскрытию информации сетевыми компаниями – предусмотреть раскрытие информации о текущих объемах свободной мощности по всем центрам питания |
Стандарты по раскрытию информации об объемах свободной мощности |
31.12.2012 |
Федеральная антимонопольная служба |
7.2. Создание механизма раскрытия информации по обработке заявок — обязать электросетевые компании раскрывать информацию в части основных этапов поступления и обработки заявок потребителей по основным этапам: поступление заявки, выдача ТУ, заключение договора, подключение объекта. (Примечание. Содержание заявок не раскрывается) |
Стандарты раскрытия информации по процессу обработки заявок |
30.06.2012 |
Федеральная антимонопольная служба |
7.3. Создание единого интернет-портала — обязать сетевые организации размещать информацию по ТП потребителей в рамках интернет-портала, предоставляющего полную информацию о процедуре и местах возможного присоединения на карте, позволяющего рассчитывать потребность в мощности и стоимость ТП |
Сокращение срока присоединения на десять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект) |
30.06.2012 |
Федеральная служба по тарифам |
7.4. Создание рейтинга по регионам — провести расчет ключевых показателей рейтинга инвестиционной привлекательности по каждому региону/сетевой компании |
Расчет ключевых показателей по каждому региону |
31.12.2012 |
Министерство экономического развития РФ |
8. Повышение эффективности использования существующих ресурсов сетевых организаций |
Дополнение правил и методик в части использования существующих ресурсов сетевых организаций для присоединения |
31.12.2012 |
Министерство энергетики РФ |
8.1. Определение правил технологического присоединения для отдельных категорий:
|
Уточнения в Правила технологического присоединения в части отдельных категорий потребителей |
31.12.2012 |
Министерство экономического развития РФ |
8.2. Регламентирование процедуры отсоединения – предусмореть осуществление отсоединения по окончании срока действия временного техприсоединения |
Регламент процедуры отсоединения |
30.09.2012 |
Министерство энергетики РФ |
8.3. Определение правил технологического присоединения к распределительным устройствам станций и ценообразование для такой формы ТП — обеспечить одинаковую доступность для подключения потребителей к электросетевым компаниям и распределительным устройствам генерирующих компаний |
Регламент техприсоединения к распределительным устройствам станций |
31.07.2012 |
Министерство энергетики РФ |
8.4 Определение взаимоотношений смежных сетевых организаций – усовершенствовать механизмы и внести изменения в Правила технологического присоединения в части урегулирования сетевой организацией взаимоотношений со смежной сетевой организацией при необходимости создания технической возможности для технологического присоединения |
Дополнение Правил технологического присоединения в части определения взаимоотношений смежных сетевых организаций |
31.12.2012 |
Министерство энергетики РФ |