Корпоративную культуру нельзя навязать со стороны. Она, как трава, появляется сама по себе и растет, разрастается. Правда, в одних компаниях за ней ухаживают — целенаправленно развивают, следят за моральным климатом, в других же все отдается на волю случая. Портрет компании вырисовывается вне зависимости от подходов к корпоративной культуре, но она дает однозначное представление и о компании, и о порядках, и о взаимоотношениях внутри ее, и о сотрудниках.
Столкнувшись с массовыми увольнениями, с расширением бизнеса и поддержанием единого стиля управления, западные компании пришли к выводу, что на эффективность бизнеса помимо финансовых показателей влияет еще что-то, называемое корпоративной культурой.
У нас на нее как на инструмент управления персоналом обратили внимание совсем недавно. Сказать, что до этого корпоративной культуры в стране не было, нельзя. Мы ее просто так не называли. Социалистические соревнования (разновидность современной конкуренции), общественные сборы денег на подарок сотруднику и пр. обретают вторую жизнь как элементы корпоративной культуры. И проявляется это не только в совместном праздновании корпоративных успехов, Нового года и в выборе однотипной формы одежды, но и в целях, стратегии, процессе управления, структуре компании. А тут определяющую роль играет ее руководитель.
По словам Игоря Олейника, директора Института стратегий развития и национальной безопасности, корпоративную культуру создают сами сотрудники, однако ее изменение во многом провоцирует лидер компании. Каждый управленец подбирает свою команду сообразно своим личностным данным, знанию, опыту. Ему важно иметь «преданность в квадрате от своих подчиненных».
Русский европеец
Отечественные компании, работающие в рыночных условиях, формируют свою корпоративную культуру под влиянием двух факторов: западной модели ведения бизнеса и истории советского производства. Западная культура считается более организованной, упорядоченной, российская — стихийна, эмоциональна. Поэтому корпоративная культура успешных отечественных компаний пытается объединить строгость и регламенты Запада с широтой взглядов и желанием оптимизации всего и вся, присущих нашему народу.
Российский бизнес приходит к пониманию, что сотрудник — это не машина, он не может выдерживать постоянный прессинг, вынуждающий его переходить на другую работу с такой же зарплатой или ниже. Ольга Забира, директор по работе с персоналом компании TopS Business Integrator, подтверждает, что наша корпоративная культура в первую очередь мотивирующая. «Создать сплоченный коллектив можно, если сотрудник уверен, что защищен материально и социально. Только так у человека рождается ощущение частички целого», — говорит она.
Узнай все от бывших
В понятие корпоративной культуры как одна из ее составляющих входит имидж компании. А его в немалой степени формируют сотрудники, покинувшие компанию по разным причинам. Процедура увольнения недолжна заключаться только в документальном оформлении. Прежде всего надо учитывать, от кого исходит инициатива: сотрудник может уволиться сам или его могут уволить. «Выходное» интервью в службе управления персоналом должно быть обязательным. Оно может начинаться рассмотрением причин увольнения, а завершаться обсуждением правил поведения на рынке труда.
Поэтому Юна Скобликова, директор компании Green Street, делает акцент на том, что общение с бывшими сотрудниками вырисовывает вполне ясную картину всех больных мест фирмы, о которых не всегда готовы распространяться сами работодатели. По ее мнению, увольнение — важный участок совместной деятельности HR- и PR-служб, где первый является «диагностом», а второй — «инструментом».
Инвестиции в будущее
Корпоративная культура позволяет судить и об экономической составляющей бизнеса. Такой показатель, как текучесть кадров, говорит не только об отношениях внутри компании, но и ее проблемах. Снижение же издержек на поиск и наемновых работников, их обучение и удержание, наоборот, — о благоприятной производственной атмосфере внутри компании. Денис Гудым, директор по связям с общественностью Группы компаний Verysell, отмечает, что иногда на рынке случается, что компании с великолепной корпоративной культурой прекращают свое существование. Но их доля очень мала.
Не следует упускать из виду, что корпоративная культура находится в прямой зависимости от культуры государства: какое отношение к гражданам, такое же и работодателя к подчиненным. Если оно не в состоянии гарантировать стабильность и комфорт своим подданным, то чего можно ждать от руководителя компании, такого же незащищенного, как все остальные. При всем его желании создать наиболее благоприятную деловую атмосферу.
Задумаемся
Различия западной и российской корпоративных культур прослеживаются на уровне цветовых ассоциаций. Так, российские компании отдают предпочтение красному и серому, которые психологи связывают с агрессивно-депрессивным состоянием. Запад тяготеет к синему цвету, который, по мнению тех же психологов, означает комфорт и стабильность. Отсюда образный портрет корпоративной культуры российского бизнеса — красно-серое лицо в синем костюме.