На 16 миллионов человек уменьшится численность населения страны в ближайшие двадцать лет. А трудоспособная его часть интенсивно снижается уже сейчас. Если последние 40 лет российская экономика жила в условиях постоянного прироста квалифицированных кадров, то уже в 2006 году специалистов на производстве будет катастрофически не хватать. Молодежь же, вступающая в трудоспособный возраст в 2005—2006 гг., возместит сокращение рабочей силы лишь на 80%.
Наиболее проблематичным станет возмещение потерь среди квалифицированных работников сельского хозяйства и индустриальных отраслей экономики. В ближайшие 20 лет они составят 80—90% (!) от сегодняшней численности занятых в этой группе. Что же касается экономики в целом, то через два десятилетия количество работающих сократится на 17%.
Уже в ближайшем будущем основным сдерживающим моментом экономического роста может стать дефицит трудовых ресурсов. Поэтому от структуры и качества производимого системой профессионального образования кадрового капитала зависит конкурентоспособность экономики страны.
Анализ официальной статистики, опросов руководителей предприятий и населения по проблемам в сфере образования позволил выделить ряд болевых точек, которые сказываются уже сегодня или скажутся на развитии экономики и бизнеса в перспективе:
✔ из-за негативной демографической ситуации до2050 года объем прироста трудовых ресурсов сократится примерно вдвое;
✔ особо актуальным станет обеспечение предприятий квалифицированными рабочими в силу их дефицита на рынке труда (по отдельным специальностям он ощущается уже сегодня);
✔ проведение реформы системы профобразования должно ориентироваться на повышение его качества и соответствие потребностям рынка труда;
✔ у государства отсутствует единая стратегия по подготовке кадров и непрерывному образованию, которая бы охватывала все формы и методы обучения. Кадровая политика не носит опережающего характера, не является единой для всей страны, не имеет прочных правовых основ, отличается декларативностью и страдает непоследовательностью;
✔ большой проблемой становятся сертификация и специализация обучающихся. Отсутствие единой системы создает трудности при трудоустройстве как выпускников, так и уже работающих людей.
Структура учебных заведений профобразования за последние 10 лет осталась неизменной. Наибольший вес по-прежнему имеют начальные профессиональные учреждения, наименьший — вузы. Оставляет желать лучшего и уровень получаемого образования. По данным одного из последних опросов, 25% респондентов считают полученные знания недостаточными для работы в реальных условиях и лишь 15% всем довольны. Присоединяются к ним и руководители — 2/3 из них считают необходимым повышать квалификацию выпускников. Именно поэтому ежегодно в ПТУ за счет предприятий проходят переподготовку и повышают квалификацию больше половины от общего их числа.
Давно пора
Олег Еремеев, председатель Координационного совета объединений работодателей России:
— Структура подготовки кадров не отвечает потребностям экономики. Сегодня необходимо понять, будет ли определен в правительстве орган, который займется прогнозированием, в каких специалистах более всего заинтересована та или иная сфера экономики, и будет за это отвечать.