9 декабря отмечается Всемирный день борьбы с коррупцией. В преддверии этой даты состоялось очередное заседание дискуссионного клуба «Модернизация России: новый вектор». Коррупция в настоящее время приобрела масштабы немыслимые, став нормой повседневной жизни. По данным общественного фонда ИНДЕМ, индекс деловой коррупции увеличился с 2000 по 2004 год в 8,5 раза. Сохранение такого положения не просто гарантирует недееспособность государства, но и создает прямую угрозу его существованию.
По мнению Елены Панфиловой, генерального директора центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернэшнл Россия», универсального способа борьбы с коррупцией нет и быть не может. Неизвестно, будет ли, например, вьетнамская модель работать в другом государстве. Считается, что наиболее близкой нам страной в вопросах противодействия коррупции является Литва.
О том, какие шаги предпринимает государство для уничтожения взяточничества, рассказал Михаил Гришанков, председатель Комиссии ГД по противодействию коррупции. Оказывается, в 1999 году наша страна подписала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а в 2003-м — Конвенцию ООН «против коррупции».
В том, что работа над приведением российского законодательства под европейский стандарт неоправданно затянулась, Гришанков видит прямую вину правительства. Однако он заверил, что до конца текущего года соответствующий законопроект будет готов. По мнению депутата, одной из мер, направленных на борьбу с этим вселенским злом, может стать возвращение в Уголовный кодекс статьи, предусматривающей конфискацию имущества за коррупционные деяния.
С недавнего времени в нашей стране появилась практика антикоррупционной экспертизы законопроектов, призванной устранять любые лазейки для тех, кто нечист на руку. Однако это нововведение, разработанное при участии МЭРТ, Счетной палаты и фонда ИНДЕМ, еще недостаточно отработано на практике.
Как считает первый руководитель Российского бюро Интерпола Владимир Овчинский, Россия не придерживается большинства стандартов, которые она подписала и ратифицировала. Из-за «изуродованных» статей УК человек, укравший миллион долларов и перебросивший их в офшор, заплатит максимум один миллион рублей, то есть порядка 30 тысяч долларов. Помимо этого, Уголовный кодекс не дает возможности применять розыскные меры к судейскому корпусу.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что победить коррупцию можно, только объединив усилия всех ветвей власти. Важно также изменить отношение самого общества к проблеме, иначе дело с мертвой точки не сдвинется. За 2005 год Россия опустилась на 36 пунктов в рейтинге самых «взятколюбивых» государств и сейчас занимает 126-еместо (из 159). Уровень коррупции выше только в 33 странах, из которых ни одной европейской.