Как измерить и сделать эффективной работу бухгалтерии

| статьи | печать

Руководители компаний нередко считают, что в бухгалтерской службе слишком много сотрудников, и не понимают, чем они занимаются. В свою очередь финансовым директорам и главным бухгалтерам приходится обосновывать количество сотрудников этой службы и аргументировать увеличение штата. Какие инструменты способны ускорить взаимодействие между менеджерами, сотрудниками бизнеса и бухгалтерией и позволяют сократить затраты на обработку документов? Об этом рассказывает Людмила Шустерова, заместитель генерального директора аутсорсингового подразделения BDO.

Бухгалтерия — инструмент руководства компании для оценки бизнеса. Результатами ее работы пользуются не только фискальные органы. Менеджерам и собственникам компании необходимы оценка эффективности бизнеса и оперативные отчеты. Соответственно процессы в бухгалтерии должны быть выстроены с учетом ожиданий и требований менеджеров по содержанию и срокам представления отчетности. Сегодня, например, перед бухгалтерией стоит задача закрывать год не 28 марта, а 25 января. Как любой инструмент, она должна быть грамотно настроена и корректно функционировать.

Предпосылкой для оценки эффективности работы бухгалтерии является и динамика бизнеса. Численность данного подразделения, как правило, растет быстрее и сокращается медленнее бизнеса и поэтому требует постоянной корректировки.

Бухгалтерия — объект нормирования

Для оценки эффективности работы бухгалтерии и определения необходимой численности персонала деятельность бухгалтеров нужно оценивать. Для этого необходим обоснованный подход, в частности нормирование процессов в бухгалтерской службе, определение нормативов и последующая оптимизация деятельности. У бухучета есть все признаки процесса: исполнители, информация о деятельности компании на входе (первичная документация), регламентирующие документы (ПБУ, НК РФ и т.д.), сложившиеся подходы и практика ведения учета. Результат процесса — отчетность, предоставляемая в определенных форматах в налоговую инспекцию и другим бизнес-пользователям (рис. 1). Поэтому бухгалтерия должна быть объектом нормирования. Если нормативы есть, их можно улучшать.

Нормативы трудозатрат — необходимое количество сотрудников компании для получения одной единицы результатов работы.

Нормативы бывают:

  • как есть — фиксируют состояние компании на момент расчета, фактические;
  • как должно быть — рассчитываются на основе данных по отрасли и показывают, к чему можно стремиться, целевые, или бенчмаркинг — затраты после оптимизации процесса.

Существующие методы нормирования трудозатрат различаются трудоемкостью и точностью (рис. 2).

Фотография рабочего дня (ФРД) больше подходит для однородных процессов и для бухгалтерии не всегда применима и не всегда удобна.

При микроэлементном нормировании процесс подразделяется на подпроцессы.

Бенчмаркинг — лучшие практики, согласно которым для обработки некоторого количества счетов, например в оптовой торговле, нужно определенное количество бухгалтеров (например, три). Если фактически их четыре, стоит задуматься и проанализировать ситуацию. Рассмотрим подробнее метод факторного нормирования применительно к бухгалтерии.

Технология факторного нормирования

Использование такой технологии в бухгалтерии предполагает несколько этапов. Сначала деятельность бухгалтерии как процесс подразделяется на подпроцессы (участки). В компании, где больше одного бухгалтера, можно оценить, сколько времени в месяц бухгалтер в среднем тратит на тот или иной подпроцесс или какое количество документов либо транзакций в среднем обрабатывает за месяц.

Затем оцениваются трудозатраты по каждому подпроцессу — определяются фактические трудозатраты по участкам и квалификационному уровню, количество сотрудников определенной квалификации в чел./мес. (в днях неудобно).

Для каждого процесса выявляются факторы, в большей мере влияющие на трудозатратность учета. Например, при работе с авансовыми отчетами их целесообразно группировать на хозяйственные отчеты и командировки по РФ и заграничные, поскольку нормативы времени обработки этих документов различны. При расчетах с поставщиками и подрядчиками значение имеют не только количество документов, но и их номенклатура, напрямую связанная с бизнес-процессом.

Многое зависит от ответственного за введение данных и документов — бухгалтер либо менеджер по продажам или закупкам. В последнем случае бухгалтер просто сверяет документы.

Из соотношения трудозатрат и факторов выводится норматив трудозатрат для бухгалтеров на процессы (табл. 1).

Универсальных нормативов не существует, поскольку нет похожих процессов в двух компаниях. Тем не менее всем интересна идеальная цифра, к которой желательно стремиться или на которую стоит ориентироваться. С этой целью в табл. 1 приведены некоторые усредненные значения нормативов для отдельных усовершенствованных процессов, которые можно использовать для оценки собственных бухгалтеров. Приведем пример факторного нормирования.

пример

Компания «Трейдинг ООО» занимается оптовой торговлей. У организации четыре склада. В ней трудятся 100 сотрудников. Масштабы деятельности компании характеризуется следующими параметрами:

  • 120 поставщиков и десять поставок от каждого поставщика на каждый склад ежемесячно;
  • платежи каждому поставщику два раза в месяц (транзакции);
  • 1500 покупателей и 15 заказов в месяц от каждого клиента.

Весь объем работ выполняют шесть бухгалтеров.

Рассчитаем, насколько велика бухгалтерия и как эффективно она работает. Упростим пример и не будем учитывать различия в квалификации бухгалтеров. Расчеты приведены в табл. 2.

Необходимы 4,24 бухгалтера плюс один для замены. На практике количество требуемых бухгалтеров будет зависеть и от того, смогут ли они совмещать функции и насколько взаимозаменяемы бухгалтеры.

Если фактические затраты далеки от приведенных нормативов, их нужно сократить. Покажем это на примере подпроцесса «учет реализации», разбив его на отдельные операции (табл. 3). Сначала следует понять, как организован процесс, какие у него трудозатраты. Затем рассчитать его стоимость, сравнить с лучшими практиками и после этого начать поиск возможных решений. Рассмотрим некоторые из них.

Перераспределение функций

Один из способов сокращения трудозатрат в бухгалтерии — перераспределение функций и делегирование отдельных операций другим подразделениям. Решения о распределении ответственности не простые, обычно дополнительную работу и ответственность брать на себя никто не хочет. Воспользоваться можно менеджерским подходом, согласно которому специалисты должны быть заняты в соответствии с их компетен­циями.

Именно менеджерам по продажам, а не бухгалтерии, логично поручить подписание актов. Это будет эффективнее. Аналогично с актами сверки. В некоторых компаниях при подписании большого количества актов сверки в месяц эти транзакции передают менеджерам, работающим с конкретными клиентами и владеющими информацией об их платежах и дебиторской задолженности. Поэтому и затраты на подобные операции у менеджеров ниже, чем у бухгалтеров. А бухгалтерия при этом формирует акты сверки.

ИТ-оптимизация

Используемые в компании ИТ-технологии способны существенно влиять на производительность бухгалтерии по следующим параметрам:

  • спектр функциональных возможностей учетной системы;
  • уровень автоматизации (степень необходимости ручного ввода);
  • степень настройки взаимодействия систем (для случаев, когда используется несколько баз данных). Дублирующий ввод данных — это потеря времени.

Поэтому необходимо учить ИТ-системы «общаться» между собой, чтобы наиболее эффективно использовать возможности ввода информации.

Сравнение вариантов оптимизации учетной функции внутри компании и передачи их на аутсорсинг приведены в табл. 4.

Аутсорсинг

Иногда к аутсорсингу прибегают как к внешнему консультанту и прислушиваются к нему больше, чем к своей бухгалтерии.

Основными предпосылками выбора аутсорсинга являются:

  • частичная (или неэффективная) загрузка бухгалтеров;
  • быстрый рост или сокращение бизнеса (в российских компаниях широко распространена практика передачи на аутсорсинг отдельных участков);
  • необходимость внедрения новой учетной системы или оптимизация существующей;
  • необходимость централизации бухгалтерских процессов в холдинге;
  • отсутствие регламентов документ оборота, либо они есть, но не работают.

При создании регламентов в большой компании имеет смысл создать центры финансового обслуживания и обсудить этот вопрос с провайдером аутсорсинга. Многие компании сейчас создают подобные центры не в Москве (дорого).

Определение нормативов выработки в час одного бухгалтера (таблица 1)

Подпроцессы (учетные функции)

Наличие процесса

Трудозатраты

Факторы

Норматив

Значение

Учет кассовых операций

х





Учет расчетов по банковским операциям


Два человека

Количество банковских транзакций

Количество платежных поручений в час на одного бухгалтера

15

Учет расчетов с подотчетными лицами


Три человека

Количество авансовых отчетов х среднее количество документов в АО

Количество авансовых отчетов в час на одного бухгалтера

10

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками



Количество накладных х х среднее количество номенклатурных позиций в накладной

Количество накладных (актов) в час на одного бухгалтера

36

Учет реализации



Количество накладных х х среднее количество номенклатурных позиций в накладной

Количество накладных покупателям в час на одного бухгалтера

40

Управленческая и корпоративная отчетность






Учет долгосрочных инвестиций, основных средств и НМА


Один человек




Учет товарно-материальных запасов

х





Учет финансовых вложений

х





Учет финансирования и займов


Два человека




Подготовка налоговой отчетности






Расчет заработной платы



Количество начислений — удержаний х

х количество межрасчетов х

х количество сотрудников

Количество сотрудников (расчетных листков) в месяц на одного бухгалтера

1500

Расчет необходимых ресурсов (таблица 2)

Учетные функции

Объем работ

Производительность (с учетом нормативов из табл. 1)

Необходимые ресурсы

Учет расчетов с поставщиками

4 склада х 10 поставок х 120 поставщиков = 4800 накладных от поставщиков в месяц

36 х 21 х 8 = 6048 накладных от поставщиков в месяц

4800 : 6048 = 0,79 бухгалтера

Учет расчетов с покупателями

1500 покупателей х 15 заказов = 22 500 заказов от покупателей в месяц

40 х 21 х 8 = 6720 накладных покупателям в месяц

22 500 : 6720 = 3,3 бухгалтера

Работа с банком

120 поставщиков два раза в месяц = 240 платежных поручений в месяц

15 х 21 х 8 = 2520 платежных поручений в месяц

240 : 2520= 0,9 бухгалтера

Расчет заработной платы



100 : 1500 = 0,06 бухгалтера

Итого



4,24 бухгалтера

Перераспределение функций (таблица 3)

Участок «учет реализации»

Процессы

Кто часто отвечает

Кто должен отвечать

Предоставление информации о реализованных товарах или услугах

Отдел продаж


Составление счетов

Бухгалтерия


Составление отгрузочных документов

Бухгалтерия


Кодирование выставленных счетов для целей фискального учета

Бухгалтерия


Составление отгрузочных документов (акт о выполненных работ/услуг), счетов-фактур

Бухгалтерия


Рассылка счетов

Бухгалтерия

Административный отдел

Координация/подписание отгрузочных документов и счетов-фактур

Административный отдел


Рассылка отгрузочных документов, счетов-фактур

Отдел продаж/административный отдел


Координация процесса и сбор подписанных документов от покупателей

Бухгалтерия

Административный отдел

Ведение книги продаж

Бухгалтерия


Выверка дебиторской задолженности. Подготовка актов выверки расчетов с покупателями

Бухгалтерия


Рассылка актов выверки расчетов с покупателями

Административный отдел


Координация вопросов выверки расчетов с покупателями

Бухгалтерия

Административный отдел

Варианты оптимизации (таблица 4)


Оптимизация учетных функций компании

Аутсорсинг


Процесс выстраивается так, чтобы его выполнение требовало минимум времени

Численность подразделений определяется с помощью нормативов

Процесс полностью передается провайдеру

+

Затраты на процесс минимальны

Затраты на процесс прогнозируемы:

  • нет проблем с подбором кадров;
  • принцип ключевых компетенций — делаем только то, что нужно для бизнеса;
  • контроль эффективности процесса по конечной цене

Требует много времени

Обследование и оптимизацию нужно проводить регулярно. Если бизнес меняется, то чаще, если стабилен — не реже одного раза в год

Возможна потеря гибкости (в связи с формализацией процессов взаимодействия).

Необходимы трудозатраты внутри компании на внедрение новых процессов).

Провайдер может быть более консервативным в налоговых вопросах, чем собственная бухгалтерия (недостаток аутсорсинга)