Госдума рассмотрит изменения в Федеральный конституционный закон от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее — Закон № 2-ФКЗ) в части обязательности экспертизы нормативных актов и полномочий по созданию правительственных комиссий.
С 2 августа 2009 г. действует Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Антикоррупционную экспертизу проводят органы прокуратуры РФ, Минюст России, другие министерства, федеральные агентства и службы. Ее цель — выявление коррупциогенных факторов и их последующее устранение. Правила и методика проведения экспертизы утверждены Правительством РФ1. Минюст России, в частности, осуществляет антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, которые разрабатываются федеральными органами исполнительной власти или госорганами и организациями (п. 2 названных Правил).
При рассмотрении законопроектов в палатах Федерального Собрания Правительство РФ обязано давать письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ и ст. 36 Закона № 2-ФКЗ).
По собственной инициативе правительство может направлять в Федеральное Собрание официальные отзывы о федеральных законах и законопроектах, находящихся на рассмотрении. Указанные отзывы подлежат обязательному опубликованию (оглашению или распространению) на заседаниях Госдумы и Совета Федерации (ст. 36 Закона № 2-ФКЗ). Предлагается дополнить указанную статью нормой, обязывающей и само правительство проводить антикоррупционную экспертизу законопроектов и поправок к законопроектам. Результаты экспертизы должны содержаться в выдаваемых заключениях и официальных отзывах правительства.
При возникновении обстоятельств чрезвычайного характера по инициативе МЧС России2 или по собственной инициативе правительство создает правительственные комиссии для расследования причин возникновения (таких) обстоятельств чрезвычайного характера и принятия необходимых мер по ликвидации их последствий. Законопроект закрепляет за правительством полномочие учреждать правительственные комиссии с правом привлечения для работы в таких комиссиях представителей Госдумы и Совета Федерации.
1 Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов).
2 Пункт 2.5 Временного положения о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды, утвержденного Минприроды России 23.06.95 № 05-11/2507, МЧС России 03.08.95, Госкомсанэпиднадзором России 18.08.95, Минсельхозпродом России 04.07.95, Росгидрометом 30.06.95, Роскомземом 08.08.95, Роскомводом 22.08.95, Роскомнедра 11.08.95, Роскомрыболовства 14.08.95, Рослесхозом 10.08.95.