Действия учреждения, периодически помещающего бытовой мусор в контейнеры на площадках, организованных и эксплуатируемых управляющей организацией, на основании заключенного с ней контракта, не могут расцениваться как деятельность в области обращения с отходами в виде их накопления в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) (постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2012 № 15331/11).
Споры, связанные с понятийным аппаратом Закона об отходах, не утихают с момента его принятия.
Первую волну споров вызвала редакция названного закона, действовавшая до 29 июня 2009 г. Согласно ей к деятельности в области обращения с отходами относилась подлежащая обязательному лицензированию деятельность, в процессе которой образовывались отходы, а также деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению. Неопределенность толкования понятия «образование отходов» вызывала многочисленные судебные процессы. В результате Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стадия образования отходов была исключена из видов деятельности по обращению с отходами.
Вторая волна споров возникла из-за введения тем же Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ понятия «накопление отходов». Согласно ст. 1 Закона об отходах под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в целях дальнейшего их использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Комментируемым постановлением Президиум ВАС РФ поставил точку в подобных спорах.
Суть дела
Краевое управление Росприроднадзора провело внеплановую проверку муниципального учреждения и выявило, что оно складирует образующийся в его помещениях бытовой мусор (отходы четвертого класса опасности и ртутные лампы) в контейнеры, расположенные на специально оборудованных площадках. Раз в месяц контейнеры с мусором вывозит специализированная компания, с которой учреждение заключило договор на оказание услуг по вывозу и переработке бытового мусора. Проверяющие зафиксировали нарушение требований ст. 26 Закона об отходах и выдали предписание устранить нарушения. Учреждение обязали организовать и вести производственный контроль в области обращения с отходами, а также в установленный предписанием срок разработать порядок осуществления такого контроля и согласовать его с местным управлением Росприроднадзора. Через некоторое время учреждение проверили повторно и снова выдали предписание об устранении тех же нарушений.
Учреждение полагало, что его действия с бытовым мусором не относятся к деятельности, регулируемой нормами Закона об отходах, и правовых оснований для выдачи подобных предписаний нет. В итоге учреждение обратилось в арбитраж с заявлением о признании предписания недействительным. Одновременно на основании повторного предписания в отношении учреждения было возбуждено производство по делу об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи, вынесенным до принятия решения арбитражным судом первой инстанции, производство было прекращено за отсутствием события правонарушения.
Судебное разбирательство
Арбитражный суд отказал учреждению. Судьи сочли установленным факт осуществления деятельности в области обращения с отходами в виде накопления отходов, заключающейся во временном складировании в специально оборудованных местах. Подтверждением суд посчитал оформленные учреждением в установленном порядке паспорта опасных отходов, свидетельства о классе опасности отходов, документы по передаче отходов специализированной компании. Апелляция и кассация с вердиктом согласились.
Позиция ВАС РФ
Президиум ВАС РФ указал, что действия учреждения, которое периодически помещает бытовой мусор в оборудованные контейнеры на специальных площадках, эксплуатируемых специализированной организацией, не могут быть расценены как накопление. Следовательно, такие действия не являются видом деятельности в области обращения с отходами в рамках Закона об отходах. Само обращение с отходами (за исключением накопления) вправе осуществлять только имеющие лицензию специализированные организации. Этот вопрос уже урегулирован в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилах изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). В них сказано, что обеспечение сбора и вывоза бытовых отходов, образующихся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирных домах, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества, и дальнейшую их обработку проводят специализированные организации.
Настойчивость учреждения в попытках доказать свою правоту была вознаграждена. ВАС РФ отменил решения нижестоящих судов, удовлетворил требования учреждения, признав недействительным предписание краевого управления Росприроднадзора.