Одним из первых шагов Владимира Путина на посту президента страны стало подписание Указа о долгосрочной государственной экономической политике. Большинство задач, отмеченных в нем, сформулированы в обтекаемой форме и ранее уже ставились перед ним самим во время работы в кабинете министров. Правда, теперь у главы государства будет с кого спросить за невыполнение этих поручений.
В качестве первоочередной задачи указа вновь избранный президент выдвигает создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г. Приятная для огромного числа российских граждан идея формирования не только высокопроизводительных, но и высокооплачиваемых рабочих мест заимствована из плана «Новая индустриализация», предложенного «Деловой Россией» Владимиру Путину в период его премьерства.
Понятно, что создание высокопроизводительных рабочих мест невозможно без роста объема инвестиций, поэтому вполне закономерно выглядит вторая задача президентского указа — увеличить их размер до 25% ВВП к 2015 г. и до 27% валового продукта — к 2018-му.
Обеспечить же огромный приток инвестиций призвано (теоретически) улучшение делового климата. В этих целях указ предписывает кабинету министров добиться повышения позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса с 120-го в 2011 г. до 50-го места в 2015 г. и до 20-го — в 2018 г.
К сожалению, большинство шагов, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, прописаны в указе в общем виде. Так, к 1 января 2015 г. предусматривается «обеспечить существенное сокращение сроков прохождения процедур субъектами предпринимательской деятельности и стоимости этих процедур в следующих сферах государственного регулирования: строительство, подключение к сетям, меры налогового стимулирования и налоговое администрирование, таможенное администрирование».
Сроки выполнения этой задачи в документе проставлены, но формулировки ее текста настолько обтекаемы (существенное сокращение срока и стоимости процедур), что обеспечить их реализацию не так сложно. Было бы желание красиво отрапортовать о выполнении поставленных руководством задач, а у наших чиновников оно всегда найдется.
Расплывчата и задача защиты предпринимателей от незаконных уголовных преследований с целью завладения их бизнесом.
Указ предписывает правительству «обеспечить до 1 декабря 2012 г. внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования».
Президент хотя бы ради приличия мог вспомнить неоднократные предложения бизнес-сообщества провести масштабную амнистию предпринимателей, многие из которых угодили в места не столь отдаленные только за то, что на их компании положили глаз недобросовестные конкуренты. Амнистия показала бы серьезность намерений власти улучшить предпринимательский климат.
Наконец, в текст указа не попала одна из самых главных идей плана «Новая индустриализация» — снижение налогов на обрабатывающий сектор экономики. Улучшение делового климата без создания условий для повышения экономической эффективности работы бизнеса в России, особенно на фоне налоговых режимов сопредельных государств, по оценке председателя «делороссов» Бориса Титова, практически невозможно.
Безусловно, радует сам факт, что президент включил в текст одного из самых первых своих указов идеи, предложенные бизнесом из обрабатывающих отраслей. Но от красивых «вершков» нужно перейти к сути предложений, которые выдвигают российские предприниматели. В противном случае повышение нашей позиции в рейтинге ВБ по деловому климату, увеличение объема инвестиций и количества высокопроизводительных рабочих мест произойдут лишь на бумаге. Только отвечать придется уже новому премьеру. Высокие задачи перед ним поставили, но забыли сказать, как их реализовать.