Существующий алгоритм отчислений в Пенсионный фонд России имеет тупиковый характер, дефицит его бюджета растет из года в год. Между тем пенсионные накопления при грамотном подходе могут не только обеспечить достойную старость, но и послужить серьезным фактором роста экономики.
На сегодняшний день активность выбора нашими гражданами частных управляющих компаний по-прежнему невелика: лишь около миллиона человек, по данным ПФР, предпочли отдать свои деньги частным структурам. Нордический характер большинства россиян, выкованный в тяжелых схватках c пирамидами типа МММ, сделал их «молчунами». До сих пор львиная доля накопительной части резервов пенсионной системы —94% по данным ММВБ — достается государственной управляющей компании(ГУК), созданной при Внешэкономбанке.
Общий объем средств, переданных в ее доверительное управление за 2004—2005 гг., превысил, по сведениям Внешэкономбанка, 136млрд руб., а рыночная стоимость портфеля ценных бумаг, сформированного за счет этих денег, к 30 сентября текущего года составила148,2 млрд руб.
Нельзя сказать, что государственные служащие распоряжаются деньгами граждан халатно. Доходность инвестирования за три квартала 2005 г. составляет, по информации ГУК, 12% годовых и слегка превышает темпы инфляции за этот период.
Однако сегодня Внешэкономбанк попал в парадоксальную ситуацию — денежное изобилие его не радует. Объемы средств пенсионных накоплений «молчунов» настолько велики, что у госкомпании не хватает инструментов инвестирования.
При существующей динамике сокращения числа недоверчивых граждан (3% в год) темпы роста их накоплений к 2010 году значительно превысят планируемые показатели государственного долга РФ и соответственно выпуска ценных бумаг, в которые по действующему законодательству можно вкладывать пенсионные деньги.
Большинство экспертов считает необходимым изменить существующую систему инвестирования средств «молчунов», причем не без сюрпризов для будущих пенсионеров.
Так, Александр Попов, директор Департамента доверительного управления Внешэкономбанка, предлагает, с одной стороны, расширить круг финансовых инструментов, с другой — допустить к работе с деньгами недоверчивых граждан частные управляющие компании.
Аналогичную мысль высказал недавно Сергей Харламов, заместитель главы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Более того, его ведомство уже готовит поправки в законодательство, которые будут направлены в Госдуму вначале следующего года.
При этом и те, и другие предлагают поделить накопительную часть пенсий«молчунов» между тремя портфелями — ультраконсервативным, консервативным и сбалансированным. ФСФР считает, что в состав ультраконсервативного портфеля должны войти только гособлигации, Внешэкономбанк хочет добавить к ним ценные бумаги, обеспеченные гарантией РФ, а также иностранные ценные бумаги, обладающие рейтингом не ниже ААА.
Государственная управляющая компания предлагает также активно использовать пенсионные деньги на финансирование крупных инфраструктурных проектов. Тем более что пенсионные накопления могут спокойно размещаться на срок от 15 лет.
Для инвестирования этих средств в инфраструктурные проекты можно привлечь Российский банк развития, учитывая что правительство намерено в ближайшее время поднять его статус и увеличить уставный капитал.
Несмотря на некоторые расхождения в своих предложениях, ФСФР и ГУК сходятся в одном: они не собираются спрашивать согласия граждан на передачу их накоплений в руки частных управляющих компаний. В результате россияне в очередной раз окажутся в положении «без меня меня женили».
Конечно, сделать это гораздо проще, чем постепенно завоевывать авторитет успешной работой на фондовом рынке. Но ведь существуют и более цивилизованные способы привлечь пенсионные сбережения в активы частных управляющих компаний. Для этого нужно создать систему государственных гарантий накопительной части пенсионных резервов.
Аналогичный опыт уже существует: нашему государству после долгих метаний все же удалось создать систему страхования банковских вкладов физических лиц, которая начала полноценно работать в этом году. По сути такая система должна выполнять две главные задачи:
✔ возмещать гражданам суммы накопительной части пенсий в случае банкротства или неуспешной работы частных управляющих компаний;
✔ проводить тщательный отбор частных управляющих компаний и исключать из системы госгарантий компании с низкими показателями доходности.
А если держава гарантирует гражданам не только сохранение накопительной части пенсий, но и проценты не ниже уровня инфляции, то значительная часть «молчунов» быстро согласится отдать свои сбережения частным компаниям. Тем более что показатели доходности большинства из них превышают результаты ГУК (см. табл.).
Подобная система государственных гарантий должна работать минимум десять лет, чтобы россияне привыкли к сотрудничеству с частными компаниями, работающими на фондовом рынке. Более того, они могут превратиться из «молчунов» в очень разговорчивых людей, охотно вкладывающих в частные структуры, а значит, ив развитие экономики, не только накопительную часть пенсий, но и определенную долю своей зарплаты.
Топ 10 НПФ по доходности от размещения пенсионных резервов в 2004 г.
Название |
Доходность, % годовых |
«ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» |
22,1 |
«Газфонд» |
15,0 |
«Телеком-Союз» |
14,3 |
«Благосостояние» |
13,5 |
Национальный НПФ |
12,4 |
«Профессиональный» |
12,1 |
Внешэкономфонд |
12,0 |
«Нефтегарант» |
11,5 |
«Алмазная осень» |
10,9 |
НПФ электроэнергетики |
8,1 |
Источник: ММВБ