За последние полгода представления зарубежных инвесторов о перспективах инвестирования в Россию качественно изменились. Они больше не задаются риторическим вопросом: «Быть или не быть?» На первый план выходят «практические» ожидания инвесторов. Теперь их интересует оптимизация российского законодательства, в том числе в сфере прогнозируемости бизнеса и гарантий инвестиций, а также перспективы работы в конкретных отраслях.
Принятие «прорывного» законодательства — Постановления Правительства РФ№ 166, позволяющего по предельно сниженным тарифам ввозить автокомпоненты для промышленной сборки, и изменения в Закон о Таможенном тарифе открыли дорогу для прихода в страну крупных капиталов. Инвестор потянулся в Россию.
Автомобилестроение, несмотря на замедление темпов роста производства, остается одной из самых перспективных отраслей для вложения средств. Обращают на себя внимание инвестиционные проекты по сборке в России иномарок заводами «GM-АвтоВАЗ», «Форд мотор компани», «ТагАЗ».
На территории России организованы производство и сборка автомобилей корейской марки KIA (ДОАО«Ижмаш Авто»). На мощностях московского завода ОАО «Автофрамос» собираются Logan Renault. В 2007году Toyota развернет сборку своих автомобилей.
Немало крупных проектов и в других областях — металлургии, авиастроении, пищевой промышленности, машиностроении, деревопереработке, издательском бизнесе.
Как перспективные сферы приложения инвестиций можно выделить фармакологию, экологические программы, сферу бытового обслуживания населения (химчистки и прачечные), добычу и переработку полезных ископаемых.
Планируемая отмена импортных пошлин на ввозимое технологическое оборудование, не производимое в России (пока на 670 позиций ТН ВЭД из 1200), станет еще одним лакомым кусочком для инвесторов.
Однако, несмотря на принятое хорошее законодательство, на практике предприниматели сталкиваются с плохим администрированием, в первую очередь таможенным, считает генеральный директор таможенного холдинга «Группа Тарго» Татьяна Круглова.
Новый Таможенный кодекс декларируется как закон прямого действия, но руководители таможен на местах неохотно берут на себя ответственность при принятии решений, особенно по крупным инвестиционным сделкам (от 70 млн дол.). Вместе с тем заявленный статус Кодекса резко ограничивает возможность издавать подзаконные акты Минэкономразвития и Таможенной службы. При этом эксперты уже сошлись во мнении, что новый Кодекс недостаточно детально урегулирован.
Такое положение приводит к тому, что единая правоприменительная практика отсутствует. К тому же дело усложняют «старые» правовые акты (их насчитывается около 3000), которые не отменены и могут применяться, если их нормы не противоречат новому Кодексу.
Помимо недостатков правового регулирования, говорит юрист-эксперт «Группы Тарго» Андрей Цагай, инвестору угрожают финансовые и организационные риски. Так, уплата таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, а также необходимость внесения обеспечения уплаты платежей при условном выпуске товаров приводят к удорожанию проектов и увеличению срока отдачи вложенных средств. К тому же недостаточный профессионализм бизнес-партнеров и большое число исполнителей на разных этапах — юридических консультантов, транспортных компаний, производителей оборудования, таможенных брокеров — сказываются не самым лучшим образом на реализации проектов.
Вместе с тем все это преодолимо, и ту же таможенную льготу можно получать не потом, а непосредственно при ввозе оборудования. Правда, для этого придется «попотеть». Действовать надо заблаговременно, комплексно и юридически чисто— вот и весь секрет.
Что значит заблаговременно?
В случае ввоза в Россию оборудования необходимо:
✔ собрать и проанализировать сведения об инвестируемом оборудовании;
✔ определить возможные варианты его классификации для таможенных целей;
✔ правильно разработать и зарегистрировать учредительные документы;
✔ получить решения таможенных органов всех уровней;
✔ выработать наиболее экономичные схемы ввоза и таможенного оформления оборудования.