В последние годы медосмотрна многих российских предприятиях, особенно это касается малого и среднего бизнеса, к сожалению, превратился в чистую формальность. А о медицинских книжках, которые можно купить практически в любом городе, и говорить не приходится. Винить во всем только нерадивых работодателей было бы несправедливо. Без участия государства здесь точно не обошлось.
Прием на работу без обследования практикуется повсеместно. Например, в 2004 году в Кемеровской области 19 150 человек на 539 предприятиях поступили на работу именно так. И все они, по уверениям местных врачей, раньше или позже пополнят ряды больных профзаболеваниями.
Случаи сокрытия таких болячек — скорее не исключение, а правило. Но даже у очень добросовестных врачей голова идет кругом. И есть от чего.
Когда согласья нет
В Казанском городском центре профпатологии, проанализировав сложившуюся ситуацию, пришли к неутешительному выводу: сделать все грамотно в соответствии с буквой закона практически невозможно. Его директор Рашид Аляветдинов, выступая недавно на IV конгрессе «Профессия и здоровье», поделился своими наблюдениями.
В 2003 году Правительство РФ (Постановление от 23октября № 646) уполномочило Минздрав РФ утвердить Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых должны проводиться профилактические медицинские осмотры/обследования (ПМО), и порядок их проведения. В свою очередь, Минздравсоцразвития РФ издает Приказ (от16.08.2004 № 83), который в настоящее время является основным нормативным документом в этой сфере. Только вот отменить предшествующие забыли, что повлекло за собой массу недоразумений.
Согласно требованиям приказов Минздрава СССР от 29.09.89 № 555, Минздравмедпрома РФ от 14.03.96 № 90, Минздрава РФ от 10.12.96 № 405 ПМО могли осуществлять медсанчастии территориальные лечебно-профилактические организации, имеющие прикрепленное население. В действующем приказе это положение не отражено, в результате чего осмотры стали проводить организации, не входящие в систему здравоохранения и некомпетентные в области профпатологии и экспертизы на профпригодность.
Требует разъяснения и п. 6 названного Приказа, в котором, в частности, говорится о «…других медицинских организациях, имеющих лицензию на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией…», тогда как Постановлением Правительства РФ от 12.12.2000 № 176 определено: «Право установления хронического заболевания (отравления) имеют специализированные лечебно-профилактические учреждения — центр профпатологии или отдел профессиональных заболеваний научных организаций клинического профиля».
Реальный контроль за проведением ПМО может быть осуществлен только на основании плана-графика, утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с ЛПУ, как это было раньше. Правда, Приказ № 83 также требует оформления Карты предварительных и периодических медицинских обследований (п. 11.1) и Заключительного акта (п.11.2), но в то же время образцы названных документов не приведены. Более того, нынешняя непростая ситуация диктует необходимость утверждения Карты с фотографией пациента.
Но даже там, где стараются закрыть глаза на противоречивость 83-го Приказа, проблем, мешающих целенаправленной и эффективной работе по профилактике и лечению заболеваний, связанных с профессией, предостаточно.
Куда пойти, куда податься
С отказом большинства предприятий от содержания медсанчастей исчезла структура, осуществляющая мониторинг работников с высоким риском развития профессиональных заболеваний. В результате, по наблюдениям специалистов Питерского городского центра профпатологии и реабилитации профессиональных больных, значительная часть пациентов, направляемых в экспертные профучреждения, имеет диагнозы, отсутствующие в Списке, утвержденном Минздравсоцразвития РФ.
Кстати, в Центре профессиональной патологии г. Дзержинска Нижегородской области утверждают, что не видели положений ни о центре профпатологии, ни о враче-профпатологе.
Неудивительно, что не раз помянутый недобрым словом Приказ, жестко регламентирующий кратность осмотров именно в центрах профпатологии, у специалистов вызывает, мягко говоря, недоумение. О каких центрах идет речь — городских, районных, областных? Представляют ли его авторы количество людей, подлежащих обследованию?
Практики считают целесообразным создать вертикально интегрированную структуру профпатологической службы с четко определенными целями и задачами каждого из звеньев. Звучат предложения и о финансировании Фондом социального страхования процесса обследования пациентов для того, чтобы выяснить, связано ли заболевание с профессией.
Безусловно, все эти проблемы решать придется, каких бы средств ни потребовалось. Но очевидно: их было бы меньше, задумайся каждый из нас, какую бомбу замедленного действия таят в себе липовые справки и медкнижки, а также отсутствие качественного медосмотра еще при приеме на работу, особенно на производства с вредными условиями труда.