Действующая правовая база не в полном объеме регулирует вопросы выставочно-ярмарочной деятельности, и необходимо принятие новых нормативных актов, сказал генеральный директор ОАО «Ленэкспо», президент Международного союза выставок и ярмарок Сергей Алексеев в интервью «ЭЖ».
— О необходимости более тесного сотрудничества выставочных организаций и власти говорят давно и на всех уровнях. И вы, Сергей Павлович, не исключение. Однако голоса власти не слышно…
— В самом деле, тема стала долгоиграющей. Но в Петербурге проблема сдвинулась с места. Городским правительством в ноябре утвержден перечень 46 приоритетных выставок, которые будут поддерживаться организационно и финансово.
И все же я остаюсь сторонником того, что в городе должен быть один выставочный комплекс.
Построив новый корпус, «Ленэкспо» сегодня располагает 40 тыс. кв. м закрытой площади, 65 тыс. кв. м — открытой, 8 павильонами, несколькими конференц-залами, развитой инфраструктурой. Здесь теперь есть все, что необходимо для организации выставочного сервиса на европейском уровне.
— Хотите остаться на поле единственным игроком?
— Нет, организаторов выставок может быть много. И «Ленэкспо» — не монополист, потому что проводит примерно 40% мероприятий.
— А все ли выставки, что проходят в России, необходимы?
— В стране проводится очень много выставок, под которые продается более полутора миллионов квадратных метров площадей ежегодно. Считаю, что каждый регион может и должен иметь свои, так сказать, «фирменные» площадки. И уже обозначилась специализация регионов, как и борьба за место под солнцем национальных и межнациональных корпораций.
На мой взгляд, сегодня не нужны три тысячи выставок в год, что, безусловно, дезорганизует рынок, да и качество многих из них оставляет желать лучшего. Как следствие, Россия из-за такой самодеятельности теряет авторитет в мире.
Правительство не обозначило место и роль выставочных организаций. Только при Минэкономразвития существует межведомственная комиссия, но и она не определяет перспективу нашей отрасли. А это делать необходимо, поскольку нужно создавать систему работы и уйти, в том числе на международном уровне, от дублирования экспозиций.
Нет скоординированного подхода к планированию приоритетных мероприятий, проводимых за рубежом, и общей идеологии формируемых на них экспозиций. Отсутствуют концептуальные решения региональных органов власти по организации выставочно-ярмарочных мероприятий.
А к ключевым проблемам, не урегулированных законодательством, относятся прежде всего вопросы налогообложения, в т.ч. двойного (как для экспонентов, так и для организаторов). Необходимо взвешенное таможенное регулирование. К примеру, выставочные грузы ныне соотносятся с коммерческими.
— Значит, без государственного вмешательства дело на лад в полной мере не пойдет?
— Да, поскольку одной из главных задач в нашей сфере является принятие основополагающего нормативно-правового акта с едиными требованиями ко всем участникам выставочно-ярмарочной деятельности.
Справка
Согласно мониторингу посетителей:
* 72% из них хотят найти новые продукты, поставщиков, идеи;
* 64% нуждаются в свежей информации для принятия решений;
* 82—84% специалистов, впервые посетивших тематические выставки, считают, что они будут результативными для них в последующие годы.
К сведению
Международный союз выставок и ярмарок считает необходимым решение следующих проблем:
* уточнение понятийного аппарата выставочно-ярмарочной деятельности;
* разделение полномочий между различными структурами, определяющими выставочную политику и вопросы экономического характера, включая налоговые;
* формирование равных условий на рынке и борьба с недобросовестной конкуренцией, а также разделение ответственности между участниками выставочного процесса.