Что ждет нашу страну в ближайшие 15—20 лет: экономическое чудо или территориальный раскол? На этот вопрос пытались ответить участники конференции «Региональная политика России: содержание и реализация», прошедшей в Министерстве регионального развития РФ.
В конференции должны были принять участие министр регионального развития Владимир Яковлев и советник Президента РФ Андрей Илларионов, но их выступлений так и не дождались, тем не менее разговор о выборе пути развития российских регионов оказался очень интересным.
Минрегионразвития давно и активно продвигает стратегию пространственного развития России (концепция вынашивалась в ведущем аналитическом центре РФ, откуда вышли почти все действующие министры — Центре стратегических разработок), ее суть сводится к перераспределению бюджетных средств в пользу наиболее сильных регионов и их встраивание в глобальную экономику путем активного привлечения международного капитала. Следуя этой стратегии, уже в ближайшие годы мы получим 5—6промышленных сырьевых центров с высокой концентрацией производственных, финансовых и человеческих ресурсов, а остальные регионы, не справившиеся с мировыми экономическими тенденциями, будут вынуждены «раствориться» в территориальных претензиях соседей.
Директор Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегионразвития РФ Юрий Перелыгин, прекрасно осознавая несовершенство концепции, ушел в глухую оборону. Свое выступление он построил не на защите основополагающих тезисов, а на опровержении предполагаемой критики противников, сделав акцент на незначительных деталях.
Бурное обсуждение также вызвало заявление о том, что российские граждане очень редко меняют место жительства. По словам Перелыгина, в Америке семья переезжает в среднем 11 раз, а в России — всего 1,5. Для исправления ситуации министерство даже разработало ФЦП «Повышение мобильности населения». Это действительно выглядит забавно, особенно когда многие северные регионы десятилетиями не могут выплатить законодательно установленные средства на переселение людей, а тут откуда ни возьмись такая щедрость.
Мнение большинства экспертов совпадает: россияне — не кочующие цыгане, поэтому нельзя в приказном порядке изменить их привычный образ жизни в угоду непонятным амбициям нынешних «стратегов». К тому же экономическое состояние огромной России с ВВП в 700 млрд дол. (в Германии — 3,5 трлн дол.) не позволяет не то что модернизировать, но даже поддерживать имеющиеся инфраструктурные фонды (построенные еще в СССР). ЖКХ, электроэнергетические мощности, дорожный фонд и железнодорожное хозяйство при существующих раскладах через несколько лет придут в полную негодность.
Многие участники обсуждения согласились с тем, что поднимать экономику надо, не продавая ресурсы, а предоставляя свободу частной инициативе. Например, в той же Германии после войны правительство целенаправленно подпитывало частный сектор, выдавая бесплатные кредиты в размере 7% ВВП ежегодно. В нашей же стране, по словам президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, государство не только не поддерживает, а, напротив, делает все возможное для вывода денежной массы из банковского сектора, тем самым «обескровливает» российскую экономику.
Специалисты полагают, что цели авторов пространственной стратегии — приглашение «варягов» на наши ресурсы и оккупация российских территорий западным менеджментом. Между тем мандата на развал страны нам никто не давал.