При организации питания пассажиров на транспорте (будь то теплоходы или поезда) неизбежно возникает вопрос: нужно ли по такому виду деятельности применять «вмененку»? Налоговый кодекс не дает четкого ответа на этот вопрос. Попробуем разобраться с этой проблемой самостоятельно.
Хитросплетения норм НК РФ
По общему правилу деятельность по предоставлению услуг общественного питания переводится на уплату ЕНВД, если зал обслуживания посетителей имеет площадь не более 150 кв. м (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Обязанность перейти на этот спецрежим появится только в том случае, когда такая деятельность указана в нормативно-правовых актах о применении ЕНВД представительных органов муниципальных районов, городских округов, законах г. Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 346. 26 НК РФ).
В главе 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ дано понятие «услуги общественного питания». К ним относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. При этом производство и реализация подакцизных товаров, поименованных в подп 3 п. 1 ст. 181 НК РФ, к услугам общественного питания не относится. Это касается, например, продажи алкогольной продукции.
Как видим, если исходить из понятия «услуг общественного питания», применяемого для целей обложения ЕНВД, то получается, что при организации питания пассажиров на транспорте компания или индивидуальный предприниматель должны перейти на «вмененку». Но не все так просто.
В статье 346.27 НК РФ содержится понятие «площадь зала обслуживания посетителей». Им признается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. К таким документам относятся любые имеющиеся у организации или предпринимателя документы на объект общепита, в которых содержится в том числе информация, подтверждающая право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Под объектом организации общепита, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, имеющее специально оборудованное помещение для потребления пищи (это рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные). Возникает вопрос: можно ли помещение вагонов-ресторанов в поездах или закрытое помещение на теплоходе, в котором расположены кафе или рестораны, отнести к объектам общественного питания для применения ЕНВД? Ведь в НК РФ нигде прямо не говорится, что объекты общественного питания должны быть прочно связанны с землей.
Обратите внимание, открытые площадки для приема пищи на теплоходах мы отбросили сразу. Это связано с тем, что в ст. 346.27 НК РФ прямо сказано, что под открытой площадкой понимается место, расположенное на земельном участке. Поэтому в этом случае ЕНВД не возникает.
Позиция Минфина: ЕНВД не будет
Финансисты считают, что деятельность по организации питания на теплоходах не подпадает под ЕНВД (письмо Минфина России от 24.10.2011 № 03-11-09/66). Свою позицию они аргументировали не только положениями НК РФ, но и нормами гражданского законодательства. В определении объекта организации общественного питания, имеющего зал обслуживания посетителей, говорится о зданиях и строениях (ст. 346.27 НК РФ). Пунктом 1 ст. 130 ГК РФ здания и сооружения отнесены к недвижимому имуществу, то есть к объектам, прочно связанным с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Вагон-ресторан этим критериям не соответствует, а следовательно, не может рассматриваться как объект общественного питания в контексте ст. 346.27 НК РФ.
Аналогичную позицию специалисты финансового ведомства занимают и в отношении услуг общественного питания на теплоходах (письмо от 15.06.2007 № 03-11-04/3/218)
У судов согласья нет
Интересен тот факт, что суды принимают решения о возможности использования ЕНВД в зависимости от того, на каком именно транспорте оказывались услуги общественного питания.
Так, в постановлении ФАС Уральского округа 15.12.2008 № Ф09-9263/08-С2 арбитры в отношении деятельности вагонов-ресторанов указали, что из главы 26.3 НК РФ не следует, что объект организации общественного питания должен быть только стационарным и представлять исключительно объект недвижимости. Следовательно, деятельность вагонов-ресторанов подпадает под понятие услуг общественного питания и может облагаться ЕНВД. Заметим, что определением ВАС РФ 25.05.2009 № ВАС-4430/09 налоговикам было отказано в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Что касается применения ЕНВД по услугам общественного питания, которые оказываются на теплоходах, то арбитры приходят к выводу, что такая деятельность не переводится на этот спецрежим (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2010 № А56-20453/2008).
Правда, спор в приведенном судебном решении разворачивался от обратного. В ходе проверки налоговики пришли к выводу, что услуги общепита на пассажирском теплоходе подпадают под ЕНВД, в то время как компания не применяла этот спецрежим. Инспекторы доначислили ЕНВД за три предшествующих года. Организация с таким подходам не согласилась и обратилась в суд.
Арбитры в вышеназванном постановлении пришли к выводу, что услуги общепита на теплоходе на ЕНВД не переводятся. В силу ст. 346.27 НК РФ под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания указанных услуг. А пассажирские суда в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359, отнесены к транспортным средствам. Учитывая, что для целей применения главы 26.3 НК РФ под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, но не транспортное средство (в данном случае — теплоход), деятельность по оказанию услуг общественного питания на теплоходах не может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.
***
Подведем итог. Как видим, исходя из позиции Минфина России риск возникновения спора с налоговиками по правомерности применения ЕНВД в отношении услуг общепита на транспорте велик. И нет гарантий, что суд встанет на сторону налогоплательщиков.
На наш взгляд, позиция Минфина России имеет достаточно сильную аргументацию. Действительно, положения ст. 346.27 НК РФ сформулированы таким образом, что деятельность по оказанию услуг общественного питания на транспорте (будь то вагон-ресторан или теплоход) не подпадает под спецрежим в виде ЕНВД.