Благополучие экономики России зависит от эффективной работы субъектов Федерации. В этом смысле Республику Тыва пока нельзя назвать «локомотивом» реформ. Но только пока. Уже в ближайшие годы здесь ожидается «взрыв» деловой активности. Не исключено, что на юге Сибири появится еще один динамично развивающийся регион. На чем основано такое утверждение? На этот и другие вопросы корреспондента «ЭЖ» отвечает председатель правительства Республики Тыва Шериг-оол Ооржак.
— Шериг-оол Дизижикович, вы возглавляете республику с 1992 года. С вашим именем люди связывают взлеты и падения Тывы за эти 13 лет. А на ваш взгляд, что удалось сделать в эти непростые для всей России годы, а что — нет?
— Экономика республики в начале 90-х годов оказалась в очень сложной ситуации. Хозяйствующие субъекты лишились собственных оборотных средств.
Банки выдавали кредиты под крайне высокие проценты. Предприятия начали разоряться.
Крупные производства, находившиеся в ведении союзных и российских министерств, с их ликвидацией остались без руководства. Никто не выделял средства на их консервацию и охрану. Это относится прежде всего к комбинатам «Тувакобальт» и«Туваасбест», Тувинскому машзаводу.
Вместе с ними оказались невостребованными заводы по производству кирпича, железобетонных изделий, домостроительный комбинат, предприятия деревообработки. Людей увольняли, а основные фонды продавали.
И на селе был глубокий кризис. Аграрная отрасль, дававшая половину валового регионального продукта Тывы, развивалась прежде за счет государственной поддержки. В животноводстве, правда, значительный объем производства приходился наличные подсобные хозяйства.
Введение рыночных отношений в агропромышленном комплексе началось с ликвидации господдержки при одновременном скачке диспаритета цен и тарифов на горючее, электроэнергию, технику, удобрения и сельскохозяйственную продукцию, что резко увеличило затраты на производство.
Снижение покупательной способности населения сопровождалось падением душевого дохода сельхозтоваропроизводителей. Хозяйства несли убытки, медленно и верно двигаясь к банкротству.
При высокой степени дотационности республиканского бюджета и его дефиците не было возможности выделять средства на государственную поддержку сельскохозяйственных и промышленных предприятий.
Перед правительством встал вопрос: как выжить республике? И мы приняли ряд программных документов, часть которых получила поддержку на федеральном уровне.
В результате в 1998 году удалось остановить спад в отдельных отраслях.
Введены в эксплуатацию153 объекта производственного назначения, в том числе овчинно-шубная фабрика, предприятие по первичной обработке шерсти, изготовлению пряжи и ковровых изделий.
С учетом спроса на рынке проведена реконструкция швейно-трикотажной фабрики в Ак-Довураке, швейной фабрики в столице республики, войлочно-пимокатного и машиностроительного заводов, двух мясокомбинатов и двух предприятий по переработке молока.
Начато техперевооружение комбината «Туваасбест». Построены малая ГЭС в поселке Кызыл-Хая, два новых моста и завершена реконструкция действующего на реке Енисей.
Строятся автодороги, объекты связи, линии электропередачи. Созданы предприятия малого бизнеса по переработке древесины, производству строительных материалов, кондитерских, колбасных изделий и копченостей и другие производства.
В итоге в 2005 году доходы населения в реальном выражении в сравнении с 1992 годом выросли в 1,4 раза. Если в 2000 году за чертой бедности находилось 78,7% населения, то сегодня — 46,7.По итогам года среднемесячная зарплата достигнет 6800рублей, а среднедушевые денежные доходы — 4270 рублей. Снижается уровень безработицы.
В республике один из самых высоких в России уровень рождаемости — 20 детей на 1000 жителей.
— Уроки трудного вхождения экономики региона в рыночные отношения вы учли при работе над Программой социального и экономического развития республики на период до 2010года. Цель поставлена впечатляющая — увеличить валовой региональный продукт на 12 млрд рублей. За счет чего намечаете выполнить эту задачу?
— В первую очередь мы занялись развитием транспортной инфраструктуры, реализацией быстро окупаемых проектов, развитием малого бизнеса, особенно в сельской местности, как пути решения проблем занятости и обеспечения населения продуктами питания.
Затем приступим к поэтапному освоению крупных месторождений золота, угля, полиметаллов, развитию инженерной инфраструктуры населенных пунктов.
Всего принято 107 инвестиционных проектов и некоммерческих (социальных и экологических) мероприятий. Их реализация позволит нам к 2011 году довести объем валового регионального продукта до 18,6 млрд рублей, что в 2,7 раза больше уровня 2003 года. Дотационность бюджета сократится с 80% в 2003 году до 47,9 в 2010-м, уровень безработицы снизится до 7,8%.
— Разработка месторождений полезных ископаемых потребует создания отсутствующих сейчас в республике коммуникаций. Есть ли перспектива прокладки в Тыву железной дороги?
— Одной из основных проблем сибирских регионов остается слабая транспортная освоенность. Но и на этом фоне Тыва находится в самой неблагоприятной ситуации — 99% грузоперевозок осуществляется автотранспортом.
Федеральная власть наконец-то признала целесообразным строительство железной дороги Кызыл — Минусинск (Курагино) с одновременным освоением Элегестского месторождения коксующихся углей. Проект вошел в Транспортную стратегию Российской Федерации, в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России до 2010 года» и в Стратегию развития Сибири.
И это не случайно. Истощаются запасы углей марок «Ж» и «ГЖ» в России. Мировая металлургия уже испытывает дефицит качественного коксового сырья из-за сокращения китайского экспорта и удорожания австралийского угля. Возникают проблемы в металлургической промышленности Японии, Южной Кореи, Индии, других стран АТР.
Мы считаем, что не следует воспринимать железную дорогу в республику как подъездной путь к угольному месторождению. В стратегическом плане возможно строительство транзитной дороги в Монголию и Китай, что существенно разгрузило бы Транссибирскую магистраль. А в Тыве железная дорога ускорит освоение тантал-ниобиевого, ртутного, литиевого и свинцово-цинкового месторождений. Эти металлы уже сегодня востребованы на внутреннем и мировом рынках.
Намечаем также развитие лесопромышленного комплекса, индустрии строительных материалов путем освоения залежей хризотил-асбеста, глины, известняка, мрамора.
Железная дорога позволит снизить затраты, связанные с грузовыми и пассажирскими перевозками. В конечном счете дотационность республиканского бюджета может уменьшиться более чем впять раз.
Но еще до прокладки железнодорожного пути в верховья Енисея предусматривается строительство трех угледобывающих шахт годовой мощностью 4 млн тонн угля каждая и двух обогатительных фабрик. К вводу в действие железной дороги мощность угледобывающего комплекса должна вырасти до 12 млн тонн концентрата в год.
— Все это потребует привлечения в республику немалых капитальных вложений. Какие меры намерены принять законодательная и исполнительная власть Тывы, чтобы защитить интересы отечественных и иностранных инвесторов?
— Не намерены, а уже приняты нормативные акты. Интересы наших партнеров защищают вступившие в действие республиканские законы об инвестиционной деятельности и об инновационной деятельности.
Только на строительство железной дороги согласно ТЭО потребуется свыше 45 млрд рублей. При определении источников финансирования считаю оптимальным вариант, при котором половину капитальных затрат берет на себя государство, а другую половину — угледобывающее предприятие. Возможно участие иностранного инвестора, к примеру, из сопредельной Монголии и более дальнего Китая. Срок окупаемости при ставке дисконта в15% не превысит 10 лет.
— Предполагаемый приток капитала подразумевает наличие в республике разветвленной банковской системы. Будете ли вы привлекать в регион российские и зарубежные финансово-кредитные структуры?
— В республике уже есть банковская сеть, состоящая из 32 учреждений. Ими сегодня размещено 1360 млн рублей по всем направлениям банковской деятельности, выдано только с начала года кредитов в размере 1252 млн рублей.
Тем не менее мы открыты для сотрудничества с отечественными и зарубежными банками. При необходимости можем пригласить в республику финансовых менеджеров высокой квалификации и с большим опытом работы.
— Значит, ощущается дефицит квалифицированных кадров управленцев и технологов?
— Естественно, поэтому ежегодно в течение последних трех лет по заявкам министерств, ведомств и местных администраций формируется государственный заказ на подготовку кадров. В текущем году он включал почти две тысячи специалистов различных направлений. Всего поступило в учебные заведения республики и страны свыше пяти тысяч человек.
— Говоря о человеческом факторе, Шериг-оол Дизижикович, не могу не спросить о ваших личных отношениях с руководством страны. Какую помощь вы ожидаете от федеральной власти для ускоренного развития экономики Тывы?
— Отношения с руководством страны — стабильные. Состоялось несколько личных встреч с Президентом, Председателем Правительства, руководителями федеральных министерств.
Я уже говорил, что за годы реформ принято несколько постановлений Правительства России по стабилизации экономики Тывы. И сегодня нас поддерживают Минэкономразвития, Минпромэнерго, Минприроды России, другие органы федеральной власти. Нам помогают также полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе, администрация Красноярского края, по территории которого пройдет часть железнодорожного пути.
— Благодарю за беседу и желаю, чтобы в наступающем году планы правительства Тывы стали реальностью.
— Спасибо. В свою очередь, хочу поздравить с наступающим Новым годом всех читателей и друзей уважаемой мной газеты «Экономика и жизнь» и пожелать всем счастья и благополучия.