Глава московского департамента здравоохранения Леонид Печатников рассказал на состоявшемся на днях заседании Мосгордумы, что реформа системы финансирования в здравоохранении пока привела лишь к множественным припискам. Он предложил для улучшения медобслуживания граждан отстранить от этого дела страховые компании.
Основным видом деятельности многих поликлиник стало завышение числа реально обратившихся за медпомощью пациентов. Цель — увеличить объем поступающих из системы ОМС средств.
Такая прелюдия понадобилась Л. Печатникову для того, чтобы провозгласить заветный лозунг любителей старины: пора избавиться от страховых компаний и финансировать медицину напрямую из бюджетов. Л. Печатников не понимает (по его мнению, и многие участники рынка тоже), что делают в системе ОМС страховые компании. Он сказал, что их функции чисто посреднические, и предложил убрать лишнее звено из системы. По словам Л. Печатникова, это логично: зачем деньгам по пути из федерального бюджета в медучреждения «заруливать» в страховые компании и оставлять там несколько процентов на «ведение бизнеса». Уже несколько лет необходимость такой системы не могут внятно объяснить ни в Минздравсоцразвития, ни в правлении Всероссийского союза страховщиков (ВСС).
Смысл разделения функций между страховыми компаниями и лечебными учреждениями кажется очевидным. Страховщики кровно заинтересованы дать медикам денег меньше, а врачи — выбить финансов больше. При таком отлаженном механизме в итоге должны выигрывать пациенты. Страховщики фактически являются контролерами расходов, причем кровно заинтересованными. А вот возможные сговоры между ними и получателями ресурсов попадают под компетенцию прокуратуры. Так в цивилизованных странах.
У нас же многие с тоской вспоминают советский опыт, когда не было никаких страховщиков-посредников, а финансовую дисциплину обеспечивал ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности). Так что за призывами Л. Печатникова скрывается банальная идея возродить советскую систему. В этом нет ничего дурного, но он почему-то прямо об этом не говорит. Но косвенно глава столичного департамента здравоохранения эту идею продвигает. Например, он отмечает, что систему финансирования медучреждений в предыдущий раз меняли в прошлом году — после введения с 2011 г. в действие новой редакции Закона об ОМС в России. Предполагалось, что «деньги придут за пациентом». Чем больше поликлиники будут принимать больных, тем выше доход будет у медработников этих поликлиник. Специалисты, разрабатывавшие закон, возлагали на него большие надежды. В частности, что пациенты будут «голосовать ногами» — переходить из плохих поликлиник в хорошие, оставляя тем самым первые без финансирования. То есть надеялись на создание саморегулируемой системы в здравоохранении, где квалифицированные медики становились бы все богаче, а неквалифицированные уходили бы из профессии.
Л. Печатников клеймит чуждое нам наследство средневековой Европы, когда мастера объединялись в цеха и применяли круговую поруку за каждого своего члена перед клиентами. Подобные цеха называют сегодня саморегулируемыми организациями (СРО). Во многих странах для врача страшнее «волчий билет» из СРО, чем претензии полиции. Но в России, по уверен Л. Печатников, все не так, как за границей. У нас на практике все «криво и косо». Во-первых, хорошие врачи никогда не испытывали недостатка в пациентах, «лишним» больным они были не рады. Во-вторых, установленные официально расценки в системе здравоохранения оказались настолько низкими, что де-факто зарплаты медиков упали, а не поднялись. Желая улучшить ситуацию, поликлиники и стационары занялись приписками. По словам Л. Печатникова, на которого ссылается РИА «Новости», проверка московских медучреждений показала, что количество «мертвых душ» в предоставляемой в ОМС отчетности зашкаливает. «Один врач-специалист в день принимал до 159 человек со средним временным приемом 2 минуты 26 секунд», — констатирует Л. Печатников, не называя медучреждение. Чтобы избежать приписок, глава Мосздрава предлагает изменить систему финансового обеспечения поликлиник в Москве так, чтобы деньги, получаемые медиками, зависели не от количества посещений, а от числа прикрепленных к учреждению горожан.
Видимо, прикреплять надо исходя из прописки, то есть регистрации по месту жительства. Как в СССР. То, что сейчас все плохо, Л. Печатников подкрепляет конкретными примерами. Низкие зарплаты — основная причина массового исхода медиков из государственной системы здравоохранения. Получается, что если врачу платить не по результатам труда, а просто помесячно исходя из соблюдения норм обслуживания приписанных к нему граждан, то он и лечить будет отменно. Страховая же медицина предполагает учет объема работ и, что важно, качества. Но необходимые протоколы для этого никак не напишут. Граждане в случае серьезных заболеваний предпочитают обращаться в частные клиники, где зачастую те же самые врачи из порицаемых поликлиник работают намного лучше и взаимодействие со страховщиками довольно жесткое. Правда, и результаты лечения реже, чем в государственных поликлиниках, оказываются плачевными.
По этому поводу есть другой, не от Л. Печатникова, рецепт: закрыть все госполиклиники, а деньги направить гражданам на оплату услуг цивилизованных медучреждений, что будет честно, или возродить советскую систему медобслуживания и перестать морочить больные головы. В любом случае давно пора определиться.