Правительство РФ утвердило основания, по которым собственники земель сельхозназначения, а также земель, предназначенных для иной связанной с агропроизводством деятельности, могут быть принудительно лишены права собственности на эти земли в судебном порядке. Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» (далее — постановление № 369) вступило в силу 6 мая 2012 г.1
Статья 44 Земельного кодекса РФ допускает возможность принудительного изъятия земельного участка у собственника в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
По общему правилу участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, может быть изъят у собственника в том случае, если не используется для соответствующей цели в течение трех лет. Конечно, при условии, что более длительный срок не установлен законом (ст. 284 ГК РФ). Особенности изъятия сельхозземель закреплены Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте сельхозземель).
Принудительное изъятие земельного участка сельскохозяйственного назначения у собственника предусмотрено в случае, когда собственник в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у него права собственности не использует участок для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельхозпроизводством деятельности. Об этом говорится в ч. 4 ст. 6 Закона об обороте сельхозземель. Другими словами, риск изъятия участка не возникает, если собственник использует его раз в два года.
Закон предусматривает, что после выявления факта неиспользования земельного участка в рамках государственного земельного контроля собственник должен быть привлечен к административной ответственности (ст. 8.8 КоАП РФ). После этого нарушителю выносится предписание об устранении земельного правонарушения. Если штрафные санкции не подействуют и нарушитель не устранит факты ненадлежащего использования земельного участка, орган исполнительной власти субъекта РФ (далее — уполномоченный орган) может инициировать процедуру принудительного изъятия (ч. 6 и 8 ст. 6 Закона об обороте сельхозземель).
Чтобы изъять земельный участок, уполномоченный орган должен доказать в суде, что собственник не пользуется этим участком в соответствии с признаками неиспользования. Согласно п. 4 ст. 6 Закона об обороте сельхозземель полномочия по определению таких признаков были делегированы Правительству РФ еще 1 июля 2011 г.
Напомним, что именно с этой даты вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», который и ввел упомянутый пункт. Таким образом, правительство не удосужилось подготовить необходимый подзаконный акт к моменту вступления названной нормы в силу, а после этой даты потратило еще почти десять месяцев, чтобы ликвидировать пробел в регулировании.
В соответствии с постановлением № 369 в зависимости от того, для какого вида деятельности предоставлены сельхозземли, неиспользование имеет место, если:
- на пашне не выполняются работы по возделыванию сельхозкультур и обработке почвы;
- на сенокосах не осуществляется сенокошение;
- на пастбищах не производится выпас скота;
- на многолетних насаждениях не проводятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений, а также раскорчевка списанных многолетних насаждений.
Кроме того, о неиспользовании будут свидетельствовать обозначенные последствия ненадлежащего ухода собственника за земельным участком сельхозназначения:
- залесенность и (или) закустаренность пашни более 15% площади участка, свыше 30% — для иных сельхозугодий (не пашни);
- закочкаренность и (или) заболачивание — более 20% площади участка;
- содержание сорных трав на культурных сенокосах свыше 30% площади участка.
Отметим, что постановление № 369 позволяет регионам применять установленные признаки с учетом региональной специфики сельскохозяйственного производства. Данная правительством формулировка представляется расплывчатой и потенциально проблемной, поскольку российское законодательство не допускает дискриминационного подхода в применении норм права, закрепленных федеральным правовым актом. А пределы «специфики применения на уровне субъектов» постановлением № 369 не предусмотрены.
1 Опубликовано 28 апреля 2012 г. в «Российской газете» (№ 95).