Народное собрание Республики Ингушетия внесло в Госдуму проект изменений в Федеральный закон от 21.07.97 № 118‑ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон № 118-ФЗ).
Закон № 118-ФЗ ставит перед судебными приставами три основные задачи: исполнять законодательство об уголовном судопроизводстве по делам, подследственным ФССП России, обеспечивать порядок деятельности судов, а также принудительно исполнять судебные акты. Устанавливая сферу применения принудительного исполнения, законодатели ввели в закон всеобъемлющее понятие «судебные акты». Во-первых, словом «акт» охватываются все виды принимаемых судебных постановлений — определения, постановления, решения, и даже если, например, появится новый вид, он подпадет под определение «судебный акт». Во-вторых, определение «судебный» применимо к постановлениям судов всех уровней — от мирового судьи судебного участка до Конституционного суда РФ.
В то же время с объектами деятельности судебных приставов по обеспечению порядка вышла незадача. В закрытый перечень судов, установленный порядок деятельности которых обязаны обеспечивать судебные приставы, за почти 15 лет действия Закона № 118-ФЗ так и не включили конституционные (уставные) суды субъектов РФ. А они в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» наряду с федеральными судами и мировыми судьями составляют судебную систему РФ.
Несмотря на длительную историю существования института конституционных (уставных) судов, действуют они лишь в трети субъектов РФ. Цель их создания — рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта и нормативных правовых актов органов госвласти и местного самоуправления основному закону субъекта (в республиках — конституции, в остальных субъектах — уставам). Решения уставных (конституционных) судов могут быть обжалованы только в Конституционном суде РФ.
После принятия поправки в Закон № 118-ФЗ порядок в конституционных и уставных судах будет также обеспечивать служба судебных приставов.