В начале мая в сфере регулирования правил подготовки нормативных правовых актов (НПА) произошло два важных события. Во-первых, 2 мая подписано постановление Правительства РФ № 421 «О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования» (далее — постановление № 421). Во-вторых, Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 (далее — Указ № 601) в рамках основных направлений совершенствования системы госуправления правительству даны поручения, по сути направленные на развитие института оценки регулирующего воздействия при разработке и подготовки НПА.
С 1 октября 2012 г. разработка федеральными органами власти НПА, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования, будет начинаться с размещения на официальном сайте уведомления о подготовке проекта НПА.
Созданный для этих целей сайт (www.regulation.gov.ru) станет основным источником информации по всем нормотворческим инициативам регуляторов.
У всех заинтересованных лиц будет как минимум 15 календарных дней для высказывания предложений в отношении целесообразности подготовки НПА.
Одновременно разработчик должен будет начать публичное обсуждение инициативы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, экспертно-консультативными и научно-техническими советами, а также научно-исследовательскими организациями и организациями, представляющими интересы предпринимательского сообщества.
По результатам рассмотрения поступивших предложений разработчик должен будет принять решение о подготовке проекта НПА или об отказе от этого.
В случае положительного решения подготовленный разработчиком проект НПА также размещается на сайте для публичного обсуждения и экспертной оценки, на которые отводится не менее 30 календарных дней с момента размещения проекта на сайте.
Указом № 601 правительству поручено проработать возможность увеличения срока публичных консультаций минимум до 60 дней.
На наш взгляд, введение единого более длительного минимального срока для консультаций по проекту очень важно. До этого приходилось сталкиваться с некоторыми серьезными проектами НПА, на публичные консультации по которым разработчики отводили всего семь календарных дней. Конечно, за столь короткий срок качественно проработать текст проекта нереально.
По результатам обсуждения разработчик должен доработать проект, а также материалы обоснований к нему и направить их в Минэкономразвития России. Если министерство обнаружит, что разработчик нарушил данную процедуру, проект будет возвращен. И разработчику придется вновь пройти всю предусмотренную постановлением № 421 процедуру до конца.
Что касается перспектив развития ОРВ по Указу № 601, правительство до 1 января 2013 г. должно установить требования к проведению ОРВ в отношении проектов НПА в области таможенного и налогового законодательства. В тот же срок правительство должно обеспечить развитие процедур ОРВ проектов НПА, экпертизы действующих НПА на региональном и муниципальном уровнях (обязательной процедура станет с 2014 г. и с 2015 г. соответственно), а также дать предложения по проведению ОРВ законопроектов, подготовленных к рассмотрению Госдумой ко второму чтению.