Новшества в сфере ОРВ комментирует Руслан Ибрагимов, вице-президент Объединения корпоративных юристов
Инструмент ОРВ станет намного удобнее для бизнеса благодаря тому, что вводится обязанность создателей законопроектов и подзаконных актов, регулирующих работу бизнеса, направлять на публичное обсуждение и идеи по созданию документов, и их тексты. Постановлением № 421 впервые определена не только процедура обсуждения, но и то, ради чего она проводится: для оценки рисков, которые эти НПА могут нести, и для подсчета возможных издержек по исполнению таких актов. То есть для того, чтобы спрогнозировать последствия принятия или непринятия НПА. Ранее эти цели подразумевались, но не были так четко определены. Количественный подсчет возможных издержек особенно важен для регулирования отраслей, в которых правила игры существенно влияют на успешность бизнеса, — телеком, Интернет.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 выводит ОРВ на новый уровень.
До настоящего времени экспертиза охватывала только законы, которые готовило для внесения в Госдуму правительство, и подзаконные акты федеральных органов власти. Указ обязывает правительство к началу 2013 г. подготовить предложения по проведению оценки регулирующего воздействия и тех законопроектов, которые вносят другие субъекты законодательной инициативы, текстов законопроектов, готовящихся ко второму чтению, а также нормативных актов в области таможенного и налогового законодательства. Это позволит сделать систему ОРВ целостной, завершенной, поскольку включает в ОРВ не охваченные ранее регуляторные инициативы и проекты документов.
Очень важно, что срок для публичного обсуждения согласно указу увеличен до 60 дней. Нередко, чтобы оценить последствия регулирования, необходимо провести экспертизы, построить и обсудить прогнозы. И за 30 дней, как было ранее (в том числе и в постановлении № 421), с этим не справиться.
Кроме того, указ учитывает особенности законотворческого процесса в Госдуме и формирует условия для введения публичного обсуждения законопроектов перед вторым чтением.
Дело в том, что на первом чтении одобряют концепцию закона. Второе чтение — самое главное, поскольку именно на этом этапе появляется множество дополнений и изменений к законопроекту и он приобретает черты финальной версии. Поэтому эффективно проводить ОРВ законопроекта не только на стадии внесения в Думу, что тоже важно, но и на втором чтении.
Согласно указу в следующем году депутаты перед вторым чтением будут знакомиться и с поправками к законопроектам, поступившими от других субъектов, и с оценкой регулирующего воздействия на бизнес. Разумеется, депутаты могут и не учесть во втором чтении замечания бизнеса, но тогда в соответствии с указом депутатам, внесшим законопроект, и комитетам Госдумы, готовящим на него заключения, придется объяснять, почему они не принимают те или иные замечания. И я думаю, что благодаря этому качество и предсказуемость вносимых законопроектов повысятся, а само законодательство станет более стабильным.