Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) 11 мая 2012 г. обсудил положения проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ» (законопроект № 47538-6). Документ внесен на рассмотрение Госдумы в конце марта Дмитрием Медведевым еще в качестве Президента РФ, а 27 апреля принят в первом чтении.
Ко второму чтению документа, запланированному на конец мая, депутаты Госдумы получат пакет конкретных предложений от крупнейших российских компаний. Замечания представителей бизнеса рассмотрены на расширенном заседании двух комитетов РСПП — по корпоративным отношениям и по собственности. Согласованная формулировка бизнес-мнения будет принята на заседании бюро правления РСПП.
Свод поправок
Предваряя обнародование будущего текста, президент РСПП Александр Шохин заметил, что не следует торопиться с принятием закона об обновлении Гражданского кодекса РФ, ведь он, нередко называемый экономической конституцией страны, задаст ритм экономической жизни на годы вперед. Окончательное чтение законопроекта можно перенести на осеннюю сессию нижней палаты парламента с тем, чтобы закон вступил в силу 1 января 2013 г. Такое мнение А. Шохин высказал после дискуссии с участием членов Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, входящих в авторский коллектив новой редакции ГК РФ. Откровенный обмен мнениями позволил прояснить идеологию более чем 450-страничного документа.
Напомним, что свод поправок к ГК РФ, подготовленный президентским советом по кодификации, был размещен на портале Исследовательского центра частного права осенью прошлого года. Но поскольку законопроект внесен в парламент главой государства, обсуждение поправок согласно регламенту стало возможным только после их принятия депутатами в первом чтении. РСПП начал сбор замечаний и предложений от своих членов в конце апреля. В результате крупный бизнес подготовил пакет замечаний, в котором 54 пункта. Получился объемный труд с обоснованием позиции и различными вариантами решений возникающих коллизий.
По мнению бизнес-сообщества, серьезной доработки или исключения требуют, например, следующие нормы:
- об обязательном нотариальном заверении сделок;
- о возможности фиксации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) возражений в отношении зарегистрированного права со стороны лица, за которым ранее было зарегистрировано аналогичное право;
- широком судебном усмотрении в толковании понятия аффилированности.
Не менее спорным бизнес считает и запрет на вхождение руководителя компании и членов ее коллегиальных органов в состав наблюдательных и иных советов компаний, установление фактически неограниченной солидарной ответственности акционеров/участников по обязательствам подконтрольных им компаний, а также возможность исполнения обязанностей единоличного исполнительного органа несколькими лицами.
Нотариальное удостоверение сделок
Авторы поправок к ГК РФ предлагают ввести обязательное нотариальное удостоверение сделок, которые влекут за собой возникновение, изменение или прекращение прав, подлежащих государственной регистрации, а также вносить записи в ЕГРП через нотариуса. Эти нормы вызвали больше всего возражений со стороны компаний — членов РСПП.
Перечислим основные аргументы против.
Стороны сделки будут нести существенные затраты, как финансовые — дополнительно к пошлине за регистрацию прав и сделок, так и временные — дополнительно к регистрационным процедурам.
Последуют массовые задержки и необоснованные отказы в совершении нотариальных действий и исковые требования по обжалованию таких отказов в связи с нежеланием нотариусов нести имущественную ответственность за подобные сделки.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в редакции законопроекта госрегистрация прав на имущество базируется на принципе проверки законности основания регистрации, в том числе сделки, если право на имущество основано на этом юридическом факте. Аналогичную норму содержит п. 1 ст. 163 ГК РФ. Кроме того, устанавливается право регистрирующего органа проверить отдельно законность нотариально удостоверенной сделки с имуществом (абз. 2 п. 4 ст. 8.1 ГК РФ в редакции законопроекта), а ст. 131 в предлагаемой редакции предусматривает регистрацию права на недвижимость. Таким образом, существующая система двойной регистрации — юридической экспертизы и прав, и сделок — заменяется системой тройной юридической экспертизы (регистрации) двумя разными органами, выступающими от лица государства.
Бизнес предлагает два пути выхода из этой правовой коллизии. Первый вариант: исключить из ГК РФ в предлагаемой редакции п. 2. Второй: сохранить существующее правило о нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, либо по желанию сторон сделки. А правило о регистрации сделок с недвижимостью одновременно с правами на нее исключить как излишнее, поскольку законность сделки неизбежно проверяется регистратором при регистрации права на недвижимость, возникающего по данной сделке. Для этого вместе с поправками в ст. 164 ГК РФ внести соответствующие изменения в Федеральный закон 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
ЕГРП: возражения прежнего владельца
Два варианта решения возможной правовой коллизии предлагается и по внесению в ЕГРП отметки о возражении в отношении зарегистрированного права со стороны лица, за которым ранее было зарегистрировано аналогичное право. Такая норма, считают в РСПП, способна спровоцировать злоупотребления со стороны недобросовестных участников гражданского оборота, что подрывает основы осуществляемого укрепления прав, поскольку публичная достоверность зарегистрированного права становится возможной не только по решению суда, но и по немотивированному волеизъявлению бывших правообладателей объектов.
Возможные варианты решения проблемы:
- предусмотреть гражданско-правовую ответственность лица, которое внесло отметку о возражении, но в дальнейшем не оспорило зарегистрированное право в суде в установленном порядке — в течение трех месяцев со дня внесения в ЕГРП отметки о возражении;
- исключить спорные положения из обновляемого ГК РФ, оставив нормы о возможности внесения в реестр отметок лишь о принятых к рассмотрению исках об оспаривании зарегистрированного права. До принятия решения судом за правом все равно должно признаваться свойство публичной достоверности.
Аффилированность
Серьезные возражения вызывают у бизнеса положения законопроекта об аффилированности. В частности, в РСПП считают не соответствующим предмету регулирования гражданского права предлагаемый признак аффилированности физических лиц, объединяемых родственными связями (подп. 2 п. 2 ст. 53.2 обновляемого ГК РФ). В отношении организаций законопроект расширяет круг аффилированных лиц, поскольку допускает включение в перечень таких лиц, которые могут распоряжаться более чем 20% голосов юридического лица как самостоятельно, так и совместно с другими лицами. Институты аффилированности и контроля юридического лица в экономическом плане прочно связаны с понятиями группы лиц для целей антимонопольного регулирования. Следовательно, посчитали в РСПП, пересмотр концептуального подхода к регулированию таких институтов не может быть не увязан с пересмотром перечня лиц, входящих в одну группу лиц в рамках законодательства о защите конкуренции.
В РСПП также отмечают, что установление оснований аффилированности в законопроекте не соответствует происходящим в настоящее время изменениям в правовом регулировании этого института в других отраслях права (антимонопольном, акционерном, налоговом). Возникает неопределенность и дублирование в правоприменительной практике. Так, антимонопольное регулирование основано на понятии «группы лиц», определяемом в том числе через аффилированность, в налоговом праве — через взаимозависимость субъектов.
Замечания и предложения бизнеса будут представлены депутатам Госдумы в виде таблицы с графами «Действующая норма», «Предлагаемая норма», «Возможные последствия», «Возможные решения».
Некоторые предложения и замечания РСПП
Норма ГК РФ в редакции законопроекта № 47538-6 |
Содержание нормы |
Замечания |
Предложение |
Внесение записи в ЕГРП через нотариуса* | |||
Абзац 3 п. 2 ст. 8.1 |
Запись о регистрации прав на недвижимость по нотариально удостоверенной сделке вносится по заявлению стороны через нотариуса |
Сохранение этого правила в императивном виде неприемлемо. Не конкретизирован порядок внесения записи в реестр через нотариуса, в том числе не поясняется, имеется ли в виду подача заявления о регистрации через нотариуса либо нотариусу. Стороны удостоверенной сделки необоснованно лишаются возможности подать заявление о регистрации своих прав самостоятельно путем обращения в регистрирующий орган. Участникам оборота по сути навязываются дополнительные услуги нотариуса, в том числе бремя расходов на их оплату. Дороговизна нотариальных услуг приведет в этом случае к увеличению конечных издержек для малого и среднего бизнеса. С экономической точки зрения введение данной нормы целесообразно при условии внесения изменений в законодательство о госпошлине, в соответствии с которыми тариф за нотариальное удостоверение сделок будет установлен не в виде определенного процента от суммы сделки, а в виде фиксированной суммы. Иначе повсеместное распространение получит практика занижения сторонами сделки ее цены по сравнению с реальной стоимостью отчуждаемой собственности, что в свою очередь вызовет нестабильность гражданского оборота |
Конкретизировать правило, согласно которому запись о регистрации прав на недвижимости по нотариально удостоверенной сделке вносится по заявлению стороны через нотариуса, и сформулировать его в качестве диспозитивного |
Осуществление полномочий единоличного исполнительного органа несколькими лицами | |||
Пункт 4 ст. 67.1 |
В случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах, полномочия единоличного исполнительного органа такого общества могут исполнять несколько лиц |
Данное положение увеличивает риск возникновения корпоративных конфликтов. При необходимости может быть образован коллегиальный исполнительный орган, что также допускает законопроект |
|
Недействительность решений собраний* | |||
Статья 181.4 |
Устанавливаются основания оспоримости решений собраний |
Многие из перечисленных оснований оспоримости решений собраний являются неопределенными, содержащими субъективные оценки критериев (голосование было несвободным, неравное отношение к участникам при предоставлении условий при выступлении и т.п.) |
Более определенно сформулировать основания признания решения собрания |
* Подробнее о поправках к ГК РФ, связанных с решениями собраний, см. в «ЭЖ», 2012, № 15.
Позиция МЭР
Нотариальное удостоверение сделок — только для граждан
Позицию Минэкономразвития России о том, нужно ли вводить обязательное нотариальное удостоверение сделок, которые влекут за собой возникновение, изменение или прекращение прав, подлежащих госрегистрации, озвучил Игорь Манылов, статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ.
Минэкономразвития России не возражает против введения обязательного нотариального удостоверения сделок, подлежащих госрегистрации, но только в отношении граждан и при условии создания системы минимизации издержек. В отношении бизнеса нет необходимости вводить эту норму. Юридические лица в состоянии сами грамотно оформить документы для сделки. Гражданам это сделать труднее, и здесь нотариусы и могут стать хорошими помощниками. Хотя бизнес при желании может, как и сейчас, вместо своего штатного юриста обращаться к нотариусу для удостоверения и регистрации сделки.
Кроме того, мы считаем, что при введении нормы о нотариальном удостоверении сделок необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, исключить дублирование госрегистрации и нотариального удостоверения. Законопроектом, принятом в первом чтении, оно уже исключено. В нем предлагается проводить нотариальное удостоверение сделок, права по которым впоследствии регистрировать. В этом отличие от действующего сейчас порядка, который не требует нотариального удостоверения, но устанавливает, что сначала нужно зарегистрировать сделку, а потом право. По мнению специалистов Минэкономразвития России, в этом случае необходимо обеспечить действие принципа «одного окна». Зачем мы опять будем людей посылать сначала к нотариусу, затем к регистратору? Надо сделать так, чтобы нотариус мог после удостоверения сделки сам регистрировать права вместо человека.
Во-вторых, с введением нотариального удостоверения у граждан не должны появиться дополнительные траты. Расходы на такое удостоверение не могут превышать нынешний уровень. И всем должно быть понятно, каков тариф и кем он устанавливается. А не так, как сейчас: нотариусы устанавливают размер своего вознаграждения исходя из принципа экономической целесообразности.
И третье важное условие — ответственность нотариусов. При регистрации прав на основании нотариально заверенного договора нужно четко понимать последствия ошибки и неправильных действий нотариуса. Мы считаем, что нужно обеспечить полную материальную ответственность нотариуса в случае, когда допущены грубое нарушение или ошибка. Сейчас обсуждаются варианты введения имущественной ответственности нотариусов, страхования их ответственности, создания страхового фонда под эти цели или компенсационных фондов.
С выдвигаемыми нами условиями согласны и те, кто продвигает нотариальную форму заключения сделок, и те, кто против нее. Но пока мы не видим конкретного механизма их реализации. Переходные положения в законопроекте предполагают, что нотариальное удостоверение сделок будет введено после принятия нового закона о нотариате. Но как конкретно все эти вопросы будут решены в новом законодательстве о нотариате, пока не ясно.
Нотариусы поправок не боятся
Как относятся к предстоящим поправкам к ГК РФ сами нотариусы? Готовы ли они принять на себя не только новый объем работы, но и новый объем ответственности? Об этом корреспонденту «ЭЖ» рассказала Мария Сазонова, президент Федеральной нотариальной палаты.
«ЭЖ»: Какова роль нотариусов в новой схеме регистрации сделок?
М.С.: При нотариальном удостоверении практически все договоры будут оформляться на едином защищенном бланке всеми нотариусами России. Серия, номер бланка и другие реквизиты документа будут заноситься в единую электронную базу.
Также мы выступаем за то, чтобы нотариус обеспечивал комплексное правовое сопровождение сделки от заявления гражданина о покупке или продаже жилого объекта до регистрации перехода права собственности в государственном реестре. Нотариус обязан подготовить и удостоверить сделку, передать договор и все необходимые документы на государственную регистрацию права собственности, получить свидетельство и выдать приобретателю, проследив за тем, что произведен полный расчет с продавцом. Таким образом, он за счет вытеснения из оборота недвижимости посторонних лиц гарантирует законность сделки и обеспечивает государственный реестр достоверными сведениями.
Кстати, в абсолютном большинстве европейских государств, и не только европейских, роль нотариуса в экономической и социальной сферах жизни достаточно высока по сравнению с Россией. Особенно в гражданско-правовых отношениях.
«ЭЖ»: Справятся ли нотариусы с наплывом новой работы (учитывая сделки с недвижимостью граждан и очереди к нотариусам, которые и сейчас наблюдаются)?
М.С.: В прошлом году 7695 нотариусов совершили почти 76,8 млн нотариальных действий. При этом, по данным Росреестра, в России состоялось 3,6 млн сделок с недвижимым имуществом, из них 836 тыс. — сделки по купле-продаже. Нетрудно посчитать, что все сделки с недвижимостью составят менее 5% от числа нотариальных действий, а сделки купли-продажи едва перешагнут за 1%. Так что ничего катастрофического не произойдет.
Не исключено, что количество должностей нотариусов в крупных мегаполисах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, и в городах-миллионниках придется несколько увеличить. По статистическим данным, у нас около 3500 помощников нотариусов, имеющих лицензии на право нотариальной деятельности. Есть готовый резерв.
«ЭЖ»: Стоит ли повысить ответственность нотариусов в свете предстоящих изменений в ГК РФ?
М.С.: В соответствии со ст. 18 Основ законодательства о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор страхования гражданской ответственности. Без заключения такого договора он не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия. В прошлом году обязательный размер страховой суммы увеличен до 2 млн руб. для нотариуса, имеющего контору в городском поселении, и не менее 5 млн руб. для нотариусов, удостоверяющих договоры ипотеки.
Является ли такой размер достаточным? По всем предъявленным в 2011 г. искам о возмещении ущерба все нотариусы России выплатили свыше 4 млн руб. То есть, страховка всего лишь двух нотариусов из 7695 покрывает весь ущерб, нанесенный гражданам нотариатом.
Кроме того, нотариальная палата субъекта РФ в целях обеспечения имущественной ответственности нотариусов — членов палаты также заключает договор страхования на сумму не менее чем 500 000 руб. на каждого нотариуса. И даже если причиненный ущерб не охватывается страховкой, нотариус будет нести ответственность за причиненный ущерб всем своим имуществом.
Нельзя не рассматривать и новые механизмы ответственности, дающие полную материальную гарантию гражданам в случае причинения ущерба нотариусом. В частности, в настоящее время готовится к внесению в Госдуму новый федеральный закон «О нотариате и об организации нотариальной деятельности в Российской Федерации». В нем в полной мере реализована идея создания «гарантийной кассы» нотариата, призванной обеспечить граждан дополнительной страховкой в случае причинения нотариусом действительно большого ущерба. И, что немаловажно, в нем четко прописаны нормы дисциплинарной ответственности в случае ненадлежащего исполнения нотариусом своих обязанностей, в том числе механизмы отрешения его от должности при систематических нарушениях.