Сегодня многие руководители стремятся повысить эффективность работы отдельных служб, в том числе финансовой, и передают непрофильные функции на аутсорсинг. Как в одной международной компании наладили работу с поставщиком бухгалтерских услуг, рассказывает Максим Алексейчук, финансовый директор Gigaset Communications Ltd1.
Все непрофильные функции — складские операции, таможенное сопровождение, транспортные услуги и юридическую поддержку, а также бухгалтерский и налоговый учет, расчет заработной платы и кадровое администрирование — компания передает на аутсорсинг, оставляя себе только основной бизнес — производство, продажу, продвижение оборудования, информационную и сервисную поддержку пользователей.
Чтобы оценить целесообразность использования аутсорсинга, проанализировали бизнес-процессы и возможный результат (табл. 1 и 2).
Почему учетные функции передают на аутсорсинг
Финансовый директор в первую очередь думает об экономии. Но решение о передаче на аутсорсинг учетных функций принималось совместно московским офисом компании и штаб-квартирой, расположенной в Германии, для которой была важна независимость функции учета от менеджмента. Такую независимость предоставляет аутсорсинг.
Подготовка финансовой отчетности в сжатые сроки также требует привлечения внешних услуг. Без них, например, закрытие прошлого года 11 января было бы невозможно. К тому же не всегда имеются собственные квалифицированные кадры. Считать же эффективность бизнеса нужно всегда.
Основными причинами для выбора аутсорсинга стали:
- экономия затрат;
- независимость функции учета от менеджмента;
- сжатые сроки подготовки финансовой информации;
- ограниченная квалификация собственных кадров.
Сложно сравнивать затраты на процессы, передаваемые на аутсорсинг, в разных компаниях. Но есть смысл подумать о расходах на содержание собственной бухгалтерии (табл. 3). И даже если затраты на аутсорсинг окажутся меньше, их надо постоянно мониторить, особенно расходы на передачу информации и систему контроля.
Как работать с аутсорсером
Прежде всего надо правильно выбрать компанию, оказывающую аутсорсинговые услуги. И в этом помогут предварительные встречи с представителями разных компаний.
Чтобы работа с аутсорсером была эффективной, необходимо:
- преследовать общую цель. Тогда взаимоотношения внутри компании и с аутсорсерами выстраиваются по принципу работы в одной команде;
- практиковать проактивное отношение к работе (мечта любого менеджера), то есть быть всегда на шаг впереди, не ждать указаний от менеджмента;
- сочетать доверие и контроль. Менеджеры в Германии говорят: если мы работаем с этими людьми, мы им доверяем. Это очень важно. Тем не менее надо создать и использовать систему контроля как внутренних специалистов, так и аутсорсеров;
- четко разграничивать ответственность каждой стороны и согласовывать ответственность и контроль. За границей говорят: ничего личного, только бизнес. В российских компаниях многое решает конкретный человек, поэтому важно знать, кто работает в команде со стороны аутсорсеров и руководителя проекта. В приложении к договору следует прописать, кто за что отвечает;
- установить четкие сроки выполнения работ (дедлайн), что позволит контролировать работу аутсорсера;
- ценить вклад каждого специалиста при соблюдении корпоративных интересов и достижении результатов. Особое значение это имеет для компаний с западной, в том числе немецкой, культурой. Финансовый директор иногда вынужден приспосабливаться к нестандартным методам работы своих сотрудников, понимая их ценность для бизнеса.
Единая система и электронный документооборот
При работе с аутсорсером разработали единую систему на базе SAP и наладили электронный документооборот. Это позволило формировать проводки и хранить документы в электронном виде, а также настроить архив данных с возможностью поиска документов, на основании которых сделаны проводки, и получать их копии.
Для взаимодействия с аутсорсером используется электронная переписка (в том числе при необходимости аутсорсер может напрямую обращаться в штаб-квартиру компании). Налоговая инспекция ее не принимает, а арбитражный суд Москвы принимает, правда не всегда. Между тем такая переписка важна для локального офиса и штаб-квартиры. Для обмена информацией между московским и головным офисами и хранения архива документов в компании организован внутренний портал на базе Microsoft SharePoint.
Плюсы и минусы аутсорсинга
Плюсы и минусы работы с аутсорсером финансовых услуг приведены в табл. 4. Основной плюс — многообразие и конкретность выбора: можно купить комплекс услуг или отдельные функции, передать один участок учета, несколько или все. Например, сам архив данных и архив первичных документов можно перевести на серверы аутсорсера.
1 Независимая немецкая компания. До октября 2008 г. — подразделение компании Siemens AG, специализирующееся на телекоммуникационном направлении.
Анализ процесса (таблица 1)
На аутсорсинг |
Собственными силами |
Не является основной частью нашего бизнеса |
Является основной частью вашего бизнеса |
Может быть структурирован и описан |
Не прозрачен |
Является масштабируемым |
Не зависит от масштабов вашего бизнеса |
Отвлекает ресурсы от основных задач |
Им можно пренебречь |
Поставщик может сделать это лучше нас |
Мы сделаем это лучше всех |
Возможные результаты от аутсорсинга (таблица 2)
Экспертиза, которой у нас нет |
Проверили, нет ли у нас необходимых экспертов |
Свободное время для решения других задач |
Проверили, нет ли в нашей компании скрытых ресурсов |
Экономия ресурсов |
Просчитали бюджет проекта |
Масштабируемость бизнеса |
Проанализировали, что выиграем от мобильности бизнеса |
Снижение финансовых рисков |
Сравнили, насколько при этом снизится прибыльность проекта |
Сравнение затрат на содержание собственной бухгалтерии и аутсорсинг учетной функции (таблица 3)
Статьи расходов |
Расходы | |
Квалифицированный бухгалтер |
Аутсорсинг | |
Аренда помещения |
Регулярные/периодические |
Х |
Рабочее место (оснащение) |
Разовые |
Х |
Зарплата сотрудника/стоимость услуг аутсорсинга |
Регулярные |
Регулярные |
Страховые взносы |
Регулярные |
Х |
Курсы повышения квалификации |
Регулярные |
Х |
Лицензия на SAP |
Регулярные |
Регулярные |
Правовая база («КонсультантПлюс» и проч.) |
Регулярные |
Х |
Прочие затраты |
Регулярные |
Х |
Затраты на передачу информации |
Х |
Постоянные |
Затраты на систему контроля за аутсорсером |
Х |
Постоянные |
Плюсы и минусы аутсорсинга (таблица 4)
Плюсы |
Минусы |
Комплексный и индивидуальный подход |
Необходима дополнительная система контроля за аутсорсером. Для получения отчетности в конце квартала надо регулярно проверять систему учета, иногда еженедельно, иногда каждый день. Чтобы проверить, что, где и куда запостировано и какая отчетность в итоге будет получена, можно использовать показатели KPI, модели в Excel |
Доступ к профессиональным ресурсам и высоким стандартам учета (лучшие практики через консультанта) |
Дополнительный рост издержек при смене бизнес-процессов. Но когда в цепочке есть третья сторона, необходимы ресурсы, чтобы объяснить ей, как работать в измененном бизнес-процессе |
Непрерывность процесса, сохранение знаний при уходе сотрудников — длинная «скамейка запасных» |
Потеря контроля над рабочим временем сотрудников — четкие сроки и графики выполнения работ |
Экономия времени, снижение затрат |
Вопрос конфиденциальности информации. Надо смириться с тем, что информация переходит к третьей компании, где она хранится, и вы не знаете, кто ее обрабатывает |
Ответственность аутсорсера в случае проведения налоговых проверок. Нет необходимости иметь дело с документами и общаться с налоговым инспектором |
Увеличение затрат на передачу информации связано с перевозкой первичных документов к месту хранения |
Независимость функции учета от менеджмента (самое интересное) |
Отношение сотрудников компании к работе аутсорсера. Иногда сотрудники пытаются переложить решение производственных вопросов на аутсорсера. Тогда приходится разрешать конфликты |