В случае, когда компания воспользовалась правом на возмещение НДС в заявительном порядке, а по результатам камералки инспекция установила необоснованность заявления вычетов, налог возвращается в бюджет с процентами. И начисляются они независимо от того, что у организации имелась переплата по НДС за период пользования бюджетными деньгами. К такому выводу пришел ФАС Московского округа в постановлении от 11.04.2012 № А40-69427/11-140-302.
Компании, уплачивавшие в течение трех лет налоги в особо крупных размерах, и организации, представившие в инспекцию вместе с декларацией по НДС действующую банковскую гарантию, вправе с I квартала 2010 г. возмещать налог до завершения камеральной проверки. Порядок и условия такого возмещения прописаны в ст. 176.1 НК РФ. Так, для реализации права на возмещение налога в порядке ст. 176.1 НК РФ компания в течение пяти рабочих дней с даты подачи декларации подает соответствующее заявление. Налоговики проверяют выполнение условий, прописанных в названной статье, и выносят решение о возмещении. Если в ходе камеральной проверки инспекция установит нарушения, повлекшие за собой излишнее возмещение НДС, организация обязана будет вернуть налог с процентами. В такой ситуации процентная ставка принимается равной двукратной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в период пользования бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).
Уплачивает ли проценты компания, когда возмещение по итогам камералки признано неправомерным, но в течение всего периода пользования средствами федерального бюджета имелась переплата по НДС, перекрывающая сумму необоснованно возмещенного налога? О том, что переплата учитывается при расчете процентов, в ст. 176.1 НК РФ не сказано, и налоговики в подобных случаях, естественно, начисляют проценты в обычном порядке. А теперь появилось и судебное решение, подтверждающее такой подход.
Переплата ни при чем
Компания подала декларацию по НДС за III квартал 2010 г. и заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС. Инспекция приняла соответствующее решение, и деньги в сумме свыше 2,6 млрд руб. были возвращены на расчетный счет организации. Однако по результатам камеральной проверки часть этой суммы в связи с необоснованным применением налоговых вычетов была признана не подлежащей возмещению. Налоговики отменили решение о возмещении НДС в заявительном порядке в части доначисленной суммы и выставили требование о возврате в бюджет излишне полученного организацией налога с учетом процентов, рассчитанных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ.
Компания вернула НДС в бюджет, но обратилась в суд с заявлением о признании незаконным требования инспекции в части уплаты процентов. По мнению организации, она не должна была платить проценты, поскольку в бюджете имелась переплата по НДС, а следовательно, отсутствовал факт пользования бюджетными деньгами.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций поддержали представителей налоговых органов.
Арбитры исходили из того, что право на возмещение НДС в заявительном порядке реализуется добровольно. При использовании этого права компания принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные суммы, а также уплатить проценты в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ, в случае отмены, полностью или частично, решения о возмещении НДС. Проценты начисляются со дня фактического поступления НДС, возмещенного в заявительном порядке, на расчетный счет организации или со дня принятия инспекцией решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке.
Таким образом, по смыслу положений ст. 176.1 НК РФ, в случае, когда налогоплательщику отказано в возмещении НДС, он обязан вернуть суммы, излишне полученные в заявительном порядке, с начисленными на них процентами. При этом закон не связывает начисление процентов с наличием или отсутствием переплаты в период необоснованного пользования возмещенным НДС.
Судьи отклонили довод компании, что при наличии переплаты не возникает факт пользования бюджетными средствами как не основанный на нормах права, регулирующих спорные правоотношения. Ведь компания признала, что получила средства из бюджета в том числе в сумме необоснованно заявленных вычетов. А наличие на лицевом счете невостребованной переплаты — это, как говорится, личное дело каждого.
Арбитры ФАС, рассмотрев кассационную жалобу организации, поддержали выводы нижестоящих судов. Они указали, что, заявляя о применении «ускоренного» порядка возмещения НДС, организация принимает на себя риск неблагоприятных последствий в виде уплаты процентов в случае отмены решения о возмещении НДС в заявительном порядке по результатам проверки, и это прямо следует из п. 7 ст. 176.1 НК РФ. Проценты по сути являются платой за излишнее возмещение, и их начисление не зависит от состояния расчетов компании с бюджетом.
Нет потерь бюджета, нет и процентов
Существует и альтернативное мнение суда по рассматриваемому вопросу. ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 27.12.2011 № А32-1953/2011 пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации проценты не начисляются. Арбитры сочли, что наличие переплаты в период пользования бюджетными средствами имеет правовое значение, поскольку неблагоприятные правовые последствия несвоевременного возврата излишне полученных денежных средств предусмотрены как для налогоплательщика, так и для инспекции. Принципы такой ответственности не могут быть разными. Как следует из п. 9 ст. 176.1 НК РФ, размер суммы НДС, подлежащего возмещению, инспекция определяет исходя из сальдо всех расчетов налогоплательщика с бюджетом. Это должно учитываться и при внесении в бюджет необоснованно возмещенных сумм. При наличии переплаты у бюджета не возникает финансовых потерь, которые необходимо компенсировать, а значит, проценты в порядке п. 17 ст. 176.1 НК РФ не начисляются.
На наш взгляд, позиция арбитров ФАС Московского округа все-таки может получить большее распространение. Действительно, анализ норм ст. 176.1 НК РФ позволяет прийти к выводу, что правоотношения, складывающиеся при возмещении НДС в заявительном порядке, имеют свои особенности. Законодатель, регламентировав возможность получения значительных объемов бюджетных средств до завершения процедуры камеральной проверки, повысил требования к добросовестности расчета налогоплательщиками обязательств по НДС при использовании заявительного порядка возмещения. По сути, эти правоотношения складываются вне рамок традиционной процедуры возврата излишне уплаченных сумм налога, и, заявив досрочный возврат НДС без достаточных на то оснований, плательщик несет финансовые риски независимо от того, знак плюс или минус у сальдо расчетов с бюджетом в рамках обычных правоотношений.