Центр макроэкономических исследований Сбербанка обнародовал свой прогноз судьбы «Газпрома» после 2015—2016 гг. Как считают главный экономист банка Ксения Юдаева и ее команда, тогда монополист может потерять значительную долю европейского рынка, а экспортные цены на его продукцию снизятся в разы. Угроза — от сланцевого газа. По мнению других экспертов, пострадает от сланцев не только «Газпром», но и российская нефтянка, поскольку из сланцев американцы гонят уже и нефть.
Доклад сбербанковских макроэкономистов рисует мрачную картину: «За десять лет доля сланцев в добыче газа уже выросла с нуля до 29% в 2010 г. Америка отказалась от импорта... Появился единый рынок сжиженного газа всего Восточного полушария... Поставки газа через трубопроводы проигрывают сжиженному газу. В 2010 г. они выросли всего на 5,4%, в основном из-за увеличения поставок газа из России в Европу. В 2010 г. на торговлю сжиженным газом пришлось 30% всего мирового рынка газа. Ее объемы выросли на 22,6%».
Сбербанковцы прогнозируют, что в 2016 г. США и Канада начнут экспорт газа на внешние рынки (к этому времени достроят портовые терминалы, отсутствие которых сейчас приводит к переизбытку сланцевого газа на внутреннем рынке и падению цены на него ниже себестомости). США превратятся в экспортера природного газа, а Канада — в крупного игрока на международном рынке. Для полного счастья Китай начнет добычу сланцевого газа.
В итоге, считают в Сбербанке, «Газпром» уже в 2016 г. может потерять значительную долю европейского рынка, а экспортные цены на его продукцию будут снижены… в разы.
Наш газовый монополист уповает на то, что в Штатах, как в некоторых европейских странах, введут запреты на добычу сланцевого газа по экологическим соображениям. Макроэкономисты Сбербанка уверены, что для «Газпрома» все будет не так отрадно.
Агентство по охране окружающей среды США опубликует предварительный доклад о степени вреда сланцевой добычи в конце этого года. Окончательный доклад появится в 2014 г. «В Америке доклад приведет к ужесточению регулирования отрасли, но не к ее закрытию», — отмечают в Сбербанке.
Возможность экологических запретов на добычу в Китае аналитики не рассматривают.
Любопытно и объяснение, как американские добытчики сланцевого газа умудряются не разоряться при падении цен на газ в Штатах едва ли не до 70 долл. за тысячу кубов. Сработали, конечно, страховки, приобретенные на этот случай. Но еще неприятная новость для хранителей и распорядителей российской казны. Как пишут экономисты Сбербанка, «в США на большинстве скважин вместе с газом добывают и конденсат… Многие компании переходят с добычи газа на добычу нефти и конденсата с помощью тех же технологий… Газ получают „попутно“ — для нефтяной добычи он составляет 30—50% дебита».
Недавно по этому поводу другой интересный доклад представила финансовая компания Citigroup. По мнению авторов исследования, мировой нефтяной порядок сменится через 5—6 лет, цена барреля Brent снизится минимум до 85 долл. В этом году Citigroup ожидает цены на нефть около 120 долл. за бочку, но доказывает, что цикл высоких цен на сырье завершается. На сегодняшний день себестоимость добычи сланцевой нефти в США составляет 70 долл. за баррель. Американские компании обещают снизить ее еще на 20—25%. Это пока намного выше себестоимости добычи традиционной нефти: себестоимость нефтедобычи в Саудовской Аравии — 7 долл., Западной Сибири — 18—22 долл. Но к 2016—2017 гг. аналитики, например, банка Goldman Sachs предсказывают, что США станут самым крупным нефтедобывающим государством мира. Если даже не удастся, как запальчиво обещали еще пару лет назад нефтяники, довести себестоимость добычи до арабского уровня, резон развивать сланцевую добычу все равно останется. Это и создание свыше миллиона новых рабочих мест, и то, что стоимость добычи нефти в традиционных регионах будет непременно расти, и то, что дорогого стоит возможность отказаться от импортной зависимости. В прошлом году американские компании инвестировали 25 млрд долл. в 5000 новых скважин для добычи сланцевой нефти. За три года фонд скважин в США вырос на 500%.
Идет спор об объемах запасов сланцевой нефти в мире. Говорят, что запасы составляют более 3 трлн баррелей против менее 1,3 трлн баррелей доказанных мировых запасов «простой» нефти.
Аналитики Citigroup, когда прогнозируют развитие на ближайшие годы, призывают, кстати, не забывать историю человечества, чтобы знать, как уходить от устойчивых мифов. Один из них о пике добычи нефти (или любого другого ресурса): мы начинаем признавать этот ресурс не вектором, а незаменимой вещью. Но нашли же недавно замену китовому жиру. Хотя тоже волновались, что китов перебьют и наступит хаос. Citigroup отмечает, что политики часто используют апокалиптические настроения для оправдания любых своих действий.
Сланцевая революция, которую Citigroup считает состоявшейся, опасна для России. Российские газ и нефть будут покупать в обозримом будущем. Но сланцевая история стала тестом на проверку способности нашей хозяйственной модели реагировать на вызовы, откликаться на новости. Десять лет мы говорили, что сланцевая добыча — глупость. А когда сланцевый газ (теперь и нефть) заняли ощутимые доли рынка, всполошились. Путин в Думе призвал наши компании дать ответ на новый вызов. Но это невозможно, потому что крупные компании не будут добывать экзотические газ или нефть кратно дороже, чем добывают привычные ресурсы. И в США этим занялись небольшие компании, так сказать «голодранцы», готовые работать задешево, как таджики в Москве. Но у нас, кажется, всех независимых добытчиков давно переловили, окольцевали и научили строго следовать девизу: «Делай с нами, делай как мы…» И кто бы позволил в серьезной стране каким-то независимым производителям хищнически добывать углеводороды из сланцев и подрывать благополучие целой отрасли имени Сечина, сбивая цены?