Признание хозяйствующего субъекта банкротом — трудоемкий и болезненный процесс. Конфликты интересов возникают с момента подачи в арбитражный суд заявления о признании общества банкротом и получают дальнейшее развитие на стадии назначения арбитражного управляющего, поскольку каждая группа кредиторов желает видеть в качестве арбитражного управляющего своего кандидата.
Назначение арбитражного управляющего благодаря влиянию кредитора (или группы кредиторов) вовсе не означает дальнейшей поддержки его действий. Поскольку острота конфликта прямо пропорциональна размеру и ликвидности активов предприятия-должника, принципиальность управляющего, его желание следовать закону может не встретить должного понимания.
И все за одного
Существуют четыре основополагающих правила, хотя и не закрепленные законодательно, но выведенные эмпирическим путем и составляющие основу эффективной деятельности арбитражного управляющего.
Во-первых, на проведение любой из процедур банкротства управляющий должен приходить со своей «командой», состоящей из специалистов высокой квалификации в области права, бухгалтерии, управления (менеджмента), пользующихся абсолютным доверием коллектива. За последствия своих действий в период проведения той или иной процедуры банкротства отвечает арбитражный управляющий (ст. 21 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве)). Избежать серьезных ошибок поможет именно коллектив, с которым взаимодействует управляющий.
Во-вторых, при проведении внешнего управления либо конкурсного производства следует убедить собрание кредиторов в необходимости создания комитета кредиторов. Законом о банкротстве (п. 2 ст. 16) предусмотрено, что если количество конкурсных кредиторов менее 50, решением собрания кредиторов на данный орган могут быть возложены функции комитета кредиторов. Отсюда следует, что если количество конкурсных кредиторов превышает 50, создание комитета кредиторов является обязательным. Отметим, что даже в том случае, если конкурсных кредиторов менее 50, комитет кредиторов весьма желателен — прежде всего, для самого арбитражного управляющего.
Согласно п. 4 ст. 11 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание и комитет кредиторов, образуемые в соответствии с указанным законом. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляют собрание кредиторов и комитет кредиторов.
Комитет кредиторов вправе:
- требовать от внешнего управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе внешнего управления;
- требовать от конкурсного управляющего предоставления данных о ходе конкурсного производства;
- обжаловать в арбитражный суд действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
обратите внимание
На практике работа с комитетом кредиторов может осуществляться следующим образом: во-первых, желательно, чтобы на собрании кредиторов, избравших комитет, были выдвинуты кандидатуры от кредиторов всех очередей. Во-вторых, на этом же собрании арбитражному управляющему рекомендуется представить на утверждение собрания кредиторов регламент работы комитета.
Проект регламента готовит управляющий. В этом документе целесообразно предусмотреть периодичность работы комитета. Хотя закон не предусматривает, что на собрании комитета кредиторов должен лично присутствовать весь его состав, не лишним будет указать, что собрание правомочно при наличии 3/4 членов комитета.
В дальнейшем все собрания комитета должны оформляться протоколами, подписываемыми всеми присутствующими на собрании членами. К каждому из собраний конкурсному управляющему целесообразно готовить аналитические записки о результатах своей работы за время, предшествующее проведению собрания. Аналитические записки прилагаются к протоколу собрания.
В-третьих, ни при каких обстоятельствах не принимать единоличных решений под влиянием предложений отдельных кредиторов осуществить действия в интересах данных лиц, а именно: переуступить права требования по взысканию дебиторской задолженности должника, перечислить суммы от продажи имущества под каким-либо предлогом в какую-либо структуру, рекомендованную данным кредитором, и т.д.
Арбитражный управляющий должен знать, что при возникновении проблем, связанных с принятием опрометчивого решения, ответственность будет персональной.
Настойчивость — второе счастье
Приступая к конкурсному производству, необходимо получить всю документацию о финансово-хозяйственной деятельности должника. Пунктом 2 ст. 101 Закона о банкротстве предусмотрено, что органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей. В случае уклонения от этой обязанности органы управления должника, включая руководителя, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если бывшее руководство должника не передает документацию, имущество, печати и штампы, несмотря на письменное уведомление, управляющий должен незамедлительно обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения решения о признании предприятия банкротом. Исполнительный лист передается приставу-исполнителю по месту нахождения предприятия. Одновременно необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении бывшего руководства должника к ответственности по ст. 195 УК РФ.
На практике возникают случаи, когда место нахождения руководства должника установить не удается, документация отсутствует, а предприятие-банкрот существует только в виде фирменного наименования и номера в государственном реестре. В этом случае следует руководствоваться нормами ст. 177—180 Закона о банкротстве.
При банкротстве отсутствующего должника конкурсный управляющий письменно уведомляет о его банкротстве всех известных ему кредиторов, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования управляющему (п. 3 ст. 178).
Если конкурсный управляющий обнаруживает имущество отсутствующего должника, он обращается в арбитражный суд с ходатайством, после чего суд может вынести определение о прекращении упрошенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам (п. 4 ст. 178).
обратите внимание
Маловероятно, что исчезнувший должник оставит ликвидное имущество для конкурсного управляющего вместе с документами, подтверждающими права на него. Также в большинстве подобных случаев управляющему не стоит надеяться на получение приличного вознаграждения. Поэтому конкурсное производство в отношении «пустых» предприятий целесообразно закрывать как можно скорее.
Если имущество все же имеется и документация (или часть ее), относящаяся к финансово-хозяйственной деятельности должника, обнаружена, управляющего ждет трудоемкая и кропотливая работа по проведению конкурсного производства в полном объеме.
Поиск по всем фронтам
Функции конкурсного управляющего перечислены в п. 3 ст. 101 Закона о банкротстве.
Управляющий принимает в ведение имущество должника, производит инвентаризацию и оценку, обеспечивает сохранность имущества. Данное положение означает, что первоочередной задачей управляющего является инвентаризация. При ее проведении следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.
Поскольку на курсах по подготовке арбитражных управляющих даются только общие сведения о бухгалтерском учете, при проведении инвентаризации необходимо участие опытного бухгалтера. Но чтобы проводить инвентаризацию, имущество необходимо найти. Как это сделать?
Управляющему следует обратиться с запросом в налоговую инспекцию о наличии открытых счетов должника и незамедлительно, после получения ответа о наличии таких счетов, поставить в известность банковские учреждения, где открыты счета должника, об открытии конкурсного производства и перечислении денежных средств на расчетный счет должника. В соответствии с п. 1 ст. 105 Закона о банкротстве управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).
Другие счета должника в банках и иных кредитных организациях, известные на момент открытия конкурсного производства, а также выявленные в ходе работы управляющего, подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки денежных средств с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.
обратите внимание
Обращение в налоговую инспекцию при ликвидации должника, в том числе в случае признания его банкротом, является не правом, а обязанностью конкурсного управляющего, что прямо следует из п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Обращение в налоговую инспекцию — существенное подспорье при розыске имущества должника. Здесь будет полезно обратиться к Методическим указаниям для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщика — организации, созданной в соответствии с законодательством РФ, доведенным до налоговых органов письмом Минфина России от 31.12.98 № ВП-6-12/932.
Оценку имущества должника лучше всего поручить независимым оценщикам.
Учитывая, что балансовая стоимость имущества может не совпадать с рыночной (при этом колебания, как правило, идут в сторону уменьшения рыночной стоимости относительно балансовой), конкурсному управляющему во избежание последующих жалоб на субъективизм лучше не вмешиваться в процесс оценки. В этом случае целесообразно, чтобы комитет кредиторов по предложению конкурсного управляющего поручил последнему осуществить поиск профессионального оценщика, установив при этом размер вознаграждения за проведенную работу по оценке.
Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценочная деятельность подлежит лицензированию.
Торги уместны
Реализация обнаруженного имущества осуществляется в порядке, определенном ст. 112 Закона о банкротстве.
Закон не требует обязательного проведения торгов при реализации имущества предприятия-должника, но это не значит, что конкурсному управляющему стоит игнорировать возможность реализации имущества на торгах.
Естественно, устраивать торги из-за нескольких стульев нелепо, но что касается недвижимого имущества, автотранспорта, новой оргтехники — здесь торги будут не лишними.
Порядок проведения торгов подробно описан в ст. 447—448 Гражданского кодекса РФ.
Отметим, что конкурсному управляющему будет полезно разработать положение о проведении торгов, где можно указать, например, что «имущество, на которое отсутствовал спрос при проведении торгов, реализуется, с согласия комитета кредиторов, в ином порядке, определенном действующим законодательством». Разумеется, все действия управляющего должны быть согласованы с комитетом кредиторов.
Во избежание проблем с неликвидным имуществом, искать покупателей на которое практически бесполезно, следует использовать возможность его списания. Способы и порядок списания определены, в частности, в приказе Минфина России от 20.07.98 № 33н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».
Списание основных средств может производиться на основании данных бухгалтерского баланса по тем объектам, на которые истек срок амортизации.
Важно помнить, что при начислении полной амортизации учитывается срок полезного использования — период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей ее деятельности, и определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком.
Для отдельных групп основных средств срок полезного использования рассчитывается, исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
При списании автотранспортных средств следует заручиться актом ГИБДД. Порядок их снятия с учета, например, в целях утилизации, регулируется приказом МВД России от 26.11.96 № 624 (с последующими изменениями и дополнениями) «О порядке регистрации транспортных средств».
Без страха и упрека
Одним из главных полномочий конкурсного управляющего является право отказа от исполнения договоров должника. Порядок и случаи отказа определены в ст. 77 Закона о банкротстве.
Отказ может быть заявлен только в отношении договоров, не исполненных сторонами полностью или частично, при наличии одного из следующих обстоятельств:
- если исполнение договора повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
- если договор является долгосрочным (заключен на срок более года) либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе. К последним можно отнести, в частности, договоры простого товарищества, доверительного управления, об инвестировании и т.д.
обратите внимание
Перед подачей иска (будь то иск о признании сделки недействительной, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, о взыскании имущества и т.д.) управляющему необходимо проанализировать сделку, которую он намерен оспорить. В этом случае рекомендуем проконсультироваться с судьей, в производстве у которого находится дело о банкротстве, при условии хороших отношений с этим судьей.
Не лишне также будет выяснить истинную цель совершения оспариваемой сделки. Чаше всего за ней стоят чьи-то имущественные интересы, не совпадающие с целями управляющего, поэтому противодействие ему может приобретать любые формы.
Подачу иска полезно предварять соответствующим решением комитета кредиторов. В случае поражения у конкурсного управляющего меньше риска получить упреки в некомпетентности и растранжиривании денежных средств должника — в частности, по уплате госпошлины. Один из способов получения такого решения может заключаться в том, что управляющий, отчитываясь перед комитетом кредиторов, осуществляет правовой анализ возникновения обязательств должника.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве требование комитета кредиторов о предоставлении управляющим информации о ходе конкурсного производства не мешает тому же комитету обязать управляющего совершить определенные действия — например, отказаться от сделки по передаче имущества, которое руководство предприятия до признания его банкротом передало третьему лицу.
Порядок удостоверения сделок
Организации, в отношении которых поставлен вопрос о признании их банкротами либо уже проводятся соответствующие процедуры, вправе при определенных условиях совершать гражданско-правовые сделки. Значит, возможно обращение к нотариусу. При этом возникают вопросы о значимости нотариальных действий в данном процессе, совместимости бесспорного «мирного» нотариального производства с принудительной процедурой банкротства и многие другие.
При нотариальном удостоверении сделок, в той или иной мере связанных с банкротством, помимо традиционно необходимых учредительных документов (хотя они уже не так важны, поскольку имеется решение арбитражного суда) для установления полномочий арбитражного (временного, внешнего, конкурсного) управляющего представляются: определение суда о его назначении, свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, лицензия на занятие данной деятельностью и подлинные экземпляры решений собрания (комитета) кредиторов.
Так как в печати не публикуют сведения о должниках, против которых возбуждены дела о банкротстве, а «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» сообщает лишь о тех, кто уже признан банкротом, нотариусы вправе сами обращаться с запросами в арбитражные суды, а сторонам разъяснять содержание ст. 209, 460 ГК РФ об обязанности предупредить друг друга о правах третьих лиц на имущество, являющееся предметом сделки, а также иных обстоятельствах, препятствующих заключению договора.
На стадии наблюдения не допускается предъявление к должнику индивидуальных требований, выдача исполнительных документов, в том числе совершение исполнительных надписей нотариусами. Выполнение ранее выданных документов такого рода согласно п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве приостанавливается (кроме исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражем заявления о признании должника банкротом).
План внешнего управления может предусмотреть отличный от указанного в Законе о банкротстве общего способа продажи имущества должника — открытые торги (ст. 87). Однако при отсутствии плана управляющий не вправе продавать имущество иначе, кроме случаев, установленных законодательством. Поэтому нотариусам следует проверять наличие плана и соответствие ему действий управляющего.
Планом внешнему управляющему может быть разрешено продать имущество самому либо через комиссионера (неопределенному или конкретному кругу лиц), но с обязательным соблюдением требований к условиям договора купли-продажи, согласованных в плане и касающихся цены, сроков, способов оплаты и т.п.
Если в плане предусматривается продажа имущества с торгов, то они проводятся в форме аукциона — изменять форму проведения торгов соглашением кредиторов нельзя. В Законе установлены некоторые изъятия из этого правила для имущественного комплекса страховой организации (ст. 145), недвижимого имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 171, 172), для земель сельскохозяйственных организаций (ст. 139, 171). Кроме того, продажа имущества возможна на закрытых торгах. В одних случаях это делается по усмотрению кредиторов, в других — в силу прямого указания Закона (например, продажа объектов, ограниченных в обороте).
При отчуждении имущества через комиссионера действуют общие правила о форме договора и положения гл. 51 ГК РФ («Комиссия»). Для удостоверения данного договора нотариусу, помимо традиционных документов, следует истребовать для ознакомления план внешнего управления, решение собрания (комитета) кредиторов, а также договор комиссии, заключенный внешним управляющим с комиссионером, чтобы проверить их полномочия на реализацию конкретного имущества.
Согласно Положению о лицензировании риелторской деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.11.96, в части, не противоречащей Федеральному закону от 25.09.98 «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность комиссионера, осуществляющего от своего имени, но за счет клиента гражданско-правовые сделки с недвижимостью, является риелторской и подлежит лицензированию. Однако согласно п. 3 указанного Положения требование о лицензировании не распространяется на лиц, организующих продажу недвижимости в соответствии с решениями органов исполнительной власти, местного самоуправления или судов. Поэтому наличие лицензии у назначенного арбитражным судом комиссионера не обязательно.
Помимо проверки учредительных документов, общей и специальной правоспособности комиссионера (на совершение операций с недвижимостью) нотариус обращает внимание на назначение договора (целевое использование полученных от продажи имущества денежных средств). В составленном нотариусом проекте договора указывается, что комиссионер действует как продавец; цель договора — обеспечить уплату кредиторской задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Средства, полученные от реализации имущества, направляются на погашение этой задолженности.
При неудовлетворительных результатах внешнего управления арбитражным судом принимается решение о признании должника банкротом, что влечет открытие конкурсного производства.
Любые сделки на рассматриваемой стадии заключаются от имени конкурсного управляющего, а не юридического лица, для чего требуется подлинное решение либо определение арбитражного суда с указанием фамилии, имени и отчества управляющего. Договоры подписываются непосредственно управляющим либо лицом, уполномоченным им доверенностью. Все имущественные требования предъявляются только к конкурсному управляющему, а не к юридическому лицу. Соответственно, никаких исполнительных документов, в том числе надписей нотариусов, в адрес юридического лица быть не может. Деятельность судебных приставов здесь полностью прекращается.
Аналогичные правила действуют при банкротстве индивидуального предпринимателя. До тех пор, пока не закончится конкурсное производство, он не вправе совершать сделки, продавать либо иным образом отчуждать свое имущество.
При продаже имущества на торгах конкурсный управляющий обязан строго руководствоваться законодательным порядком. По его представлению форма и время продажи, начальная цена имущества устанавливаются собранием кредиторов. Из конкурсной массы исключаются предметы, изъятые из гражданского оборота.
В процессе реализации имущества предприятия, признанного банкротом, не могут совершаться никакие сделки с имуществом специального назначения, не подлежащим приватизации, а также с тем, которое создано трудовым коллективом и не вошло в уставный капитал в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Для выяснения назначения и происхождения имущества истребуются план приватизации и свидетельство о регистрации, если имущество приобретено в результате безвозмездной передачи. Перечисленные объекты передаются по разделительному балансу в собственность субъектов Федерации или муниципальных образований.
В отношении остального имущества, когда собрание (комитет) кредиторов одобрило порядок и сроки его продажи на первых торгах, но не оговорило действия конкурсного управляющего на случай, если оно не будет реализовано, последний вправе по своему усмотрению выставить имущество на повторные торги либо реализовать на основании договора купли-продажи, заключенного без проведения торгов.
Существенное значение для участников процесса банкротства имеют сведения об открытии наследства, когда наследником является должник. При таких обстоятельствах арбитражный суд вправе приостановить производство по делу о банкротстве до решения вопроса о судьбе наследства, чтобы в будущем использовать полученные должником средства для расчета с кредиторами.
Оформление наследства производится в общем порядке через нотариальную контору. Это относится и к имуществу, закрепленному за индивидуальным предприятием, не преобразованным в иную организационно-правовую форму. Собственником имущества индивидуальных частных предприятий выступают граждане — учредители. В случае смерти учредителя предприятия указанное имущество надлежит включить в наследственную массу. При наследовании предприятия как имущественного комплекса для выдачи свидетельства о праве на наследство требуется представить нотариусу пакет документов, предусмотренный для продажи предприятия (ст. 561 ГК РФ). При этом можно учесть долги предприятия, находящегося в ситуации фактического банкротства, тем самым значительно уменьшив размер уплачиваемой наследниками пошлины.